Что означает оператор эвм. Введение в профессию «Оператор эвм

Профессия оператора ПК главным образом связана с работой на компьютере. Специалист должен хорошо знать компьютер, быть усидчивым, склонным к монотонной работе и уметь долгое время концентрировать свое внимание на выполняемом деле.

Оператор ПК занимается набором текста, обработкой информации, составлением таблиц, форматированием документов, занесением информации в базу данных, проведением расчетов и т.д.

Места работы

Специалист востребован в любых организациях, работающих с большими объемами информации и нуждающихся в услугах оператора. Сферы деятельности различны:

  • торговля;
  • транспорт и логистика;
  • банковское дело;
  • медицина;
  • стройка;
  • и многие другие отрасли.

История профессии

Профессия оператора ПК (ранее ЭВМ) появилась сразу же после появления компьютера. До этого вся информация хранилась в папках, записи делали в тетрадях и специальных книгах учета, вычисления делались учеными или статистами. В 50-х годах в Америке американский математик Нейман создал первую электронно-вычислительную машину (ЭВМ). Специалиста, работающего за компьютером, стали называть оператором ЭВМ.

Обязанности оператора ПК

В должностные обязанности оператора ПК входит:

  • ведение базы данных;
  • обработка информации — сообщений электронной почты, клиентских заявок, корреспонденции, накладных, счетов и прочих документов;
  • ведение документации и ее архивирование;
  • работа с оргтехникой (факс, ксерокс, принтер и др.);
  • составление и оформление отчетов.

Иногда в обязанности оператора ПК может входить:

  • занесение штрих-кодов в систему;
  • прием телефонных звонков;
  • внесение информации на сайт.

Требования к оператору ПК

Требования к оператору ПК достаточно невелики:

  • знание ПК: 1С, Microsoft Excel‚ Word, Outlook;
  • усидчивость и внимательность;
  • иногда требуется наличие образования.

Образец резюме оператора ПК

Как стать оператором ПК

Для того чтобы получить должность оператора ПК высшего образования не требуется. Нужно всего лишь уверенное знание компьютерных программ. Навыки оператора ПК можно получить на специализированных курсах или самостоятельно.

Зарплата оператора ПК

В основном заработная плата оператора ПК состоит из фиксированного оклада, который находится в рамках от 8 до 30 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата оператора ПК составляет 20 тысяч рублей в месяц.

Слайд 2

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессииДанную профессию многие воспринимают несерьезно, как машинистку, секретаря или просто наборщика текста. Казалось бы, с этим справится любой. Зачем получать подобную профессию? Но дело в том, что профессиональный оператор ПК может принести больше пользы, нежели иной управленец. Ведь он досконально знает все офисные программы, разбирается во внутреннем устройстве компьютера и может его починить при несложных поломках. Оператор ПК поможет руководителю составить презентацию доклада или представить отчет в электронной форме. Особенности профессии Оператор ЭВМУникальность и перспективность профессииОператору ПК приходится работать не только с компьютером, но и с другой офисной техникой – принтером, факсом, сканером, а значит, нужно уметь устранить небольшие поломки, настроить эти устройства для оптимальной работы. Одного умения быстро и безошибочно набирать текст недостаточно. Специалист данной профессии должен знать, где найти нужную информацию в глобальной и локальной сетях, уметь работать с офисными и бухгалтерскими программами, строить таблицы и сложные графики, создавать базы данных.

Слайд 3

Где может найти себя оператор ЭВМ? Да практически в любых отраслях, где применяются информационные технологии. Это могут быть различные государственные предприятия, научные организации, государственные и коммерческие банки, кадровые агентства, страховые компании и т.д.Что должен знать и уметь оператор ЭВМ? Круг его обязанностей достаточно широк - он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК, он должен уверенно работать во всех основных программных пакетах MS OFFICE, в его обязанности входит организация мер по предотвращению потери информации, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств. В процессе обучения учащиеся приобретают теоретические знания,необходимые для работы с ЭВМ, изучают характеристики ЭВМ, их классификацию, особенности ЭВМ различных поколений, структурную схему ЭВМ, ее отдельные блоки и устройства, знакомятся с программным обеспечением компьютера.Особое место уделяется практическим занятием. Наши компьютерные классы оснащены современными компьютерами, лазерным принтером, а также сканером для ввода графической информации. На практике учащиеся работают с операционной системой MS DOS, операционной системой WINDOWS,текстовым редактором WORD, электронными таблицами EXCEL, базами данных ACCESS, программой презентаций POWER POINT и многими другими.Что еще можно сказать о профессии "Оператор ЭВМ"? Учащиеся,которые освоили эту профессию, могут продолжить учебу в высших учебных заведениях. Можно стать, например, инженером по эксплуатации ЭВМ или программистом.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Перспектива профессии

В скором будущем все сферы хозяйственной деятельности будут автоматизированы, поэтому современные темпы роста компьютеризации позволят выбранной вами профессии занять первые строчки в рейтингах самых популярных профессий. Овладение этой профессией предоставляет вам возможность заняться компьютерным дизайном, что дает огромные возможности для творческой самореализации.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Когда-то давно, еще когда никто не знал, что такое компьютер, для проведения больших вычислений собиралась не одна сотня ученых, которые дни и ночи напролет сидели и умножали, возводили в степень, извлекали корень... Теперь все это может выполнить один человек и невероятно быстро. Это оператор ЭВМ со своим надежным другом - компьютером. В 21 веке, когда на порог ступила мощная волна информационных технологий, профессия "Оператор ЭВМ“стала все более и более популярной.

Слайд 11

Профессию оператора ЭВМ многие не воспринимают серьёзно. Хотя польза от работы этого профессионала порою более значительна, чем от управляющего звена. Управленцы не умеют чинить технику, работать с «мудрёными» программными продуктами. Они пользуются информацией, которую предоставил оператор в электронном виде, при принятии важных бизнес-решений - например, отчёты или схемы. Личные качества: умение находить нужную информацию аналитический склад ума владение компьютерными программами на профессиональном уровне навыки работы с оргтехникой Медицинские противопоказания: заболевания эндокринной системы заболевания опорно-двигательного аппарата заболевания слухового и зрительного анализаторов заболевания органов дыхания Родственные профессии: программист-разработчик web-дизайнер IT-специалист электронщик Какую специальность нужно получить: Компьютерные системы и комплексы (колледж) Системы и средства диспетчерского управления (колледж)

Посмотреть все слайды

Профессия оператор ЭВМ


Работа оператора ЭВМ или, как чаще говорят, оператора ПК непосредственно связана с вводом различных данных в компьютер. Это может быть как текстовая, так и графическая информация. Оператору поручают составлять таблицы, группировать информацию по каталогам и не только - сложность работы и спектр обязанностей зависит от требований определённой компании.

Профессия приобрела актуальность совсем недавно. До появления компьютеров в ней не было необходимости. Тогда вся информация хранилась в папках, записывалась в тетрадках, а сложные вычисления проводились учёными. Сейчас никто уже не тревожит знакомых профессоров для расчёта каких-либо формул - есть компьютеры и операторы ЭВМ.…

Профессию оператора ЭВМ многие не воспринимают серьёзно. Хотя польза от работы этого профессионала порою более значительна, чем от управляющего звена. Управленцы не умеют чинить технику, работать с «мудрёными» программными продуктами. Они пользуются информацией, которую предоставил оператор в электронном виде, при принятии важных бизнес-решений - например, отчёты или схемы.

Оператор ПК должен знать, где искать необходимую информацию в локальной сети, также бухгалтерские программы, Word, Excel, основы документоведения, уметь печатать вслепую. Ему предстоит работать с офисной техникой - сканер, принтер, факс и устранять лёгкие поломки. Не достаточно уметь быстро набирать тексты, нужно уметь строить сложные графики и таблицы, работать с базами данных.

У этой профессии есть несколько весомых минусов - портится зрение от длительной работы за компьютером, грозит искривление позвоночника. Требуется постоянно быть сосредоточенным и внимательным при вводе данных, так как одна неверно введённая цифра может привести к неприятным последствиям. Такая работа подойдёт для тех, у кого в течение 8 рабочих часов работоспособность и внимательность не падает даже от однообразной работы.

Специальность «Оператор ПК» можно получить в училище. Но работодатели требуют не диплом, а знания. Диплом ещё не показатель знаний в сфере информационных технологий, можно и без него быть с компьютером на «ты». Также есть многочисленные курсы для операторов, где можно получить базовые знания программ пакета MS Office, сети Интернет.


Оператор ЭВМ должен знать:

Приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные
документы, регламентирующие работу оператора ЭВМ;

Правила эксплуатации ЭВМ и обслуживания ксерокса;

Правила оформления документов, в том числе деловой документации с использованием типовых форм;

Правила орфографии и пунктуации;

Правила ведения делопроизводства;

Программное обеспечение (правила работы с Windows , Microsoft Office и т.д.)

Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

Культуру труда и этику делового общения;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Устав предприятия, его штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной защиты.

Оператор ЭВМ персонала подчиняется

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы,
связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от сотрудников
других подразделений компании информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих
должностных обязанностей и прав.

«Единый тарифно-квалификационны справочник работ и профессий рабочих», назначение и содержание ЕТКС

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.

Характеристика профессии «Оператор электронно-вычислительных машин»: согласно ЕТКС.

Ведение процесса обработки информации на электронно - вычислительных машинах по рабочим инструкциям с пульта управления. Ввод информации в электронно - вычислительные
машины (ЭВМ) с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машины. Передача по каналам связи полученных на машинах расчетных данных на последующие операции. Подготовка технических носителей информации на устройствах подготовки данных.

Запись, считывание и перезапись информации с одного вида носителей на другой. Контроль технических носителей информации. Обеспечение проведения вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами. Наблюдение за работой ЭВМ. Установление причин сбоев в работе в процессе обработки информации. Запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени. Оформление результатов выполненных работ.


Должен знать: устройство пульта управления ЭВМ и правила ее технической эксплуатации; основы программирования в объеме среднего специального или общего образования и курсовой подготовки; рабочие инструкции и другие руководящие материалы по обработке информации; технические носители информации, коды, применяемые на ЭВМ, структуру выходных таблиц для обнаружения сбоев во время работы ЭВМ.

Обязанности оператора ЭВМ, согласно «Общероссийскому классификатору занятий», приведите примеры профессий, входящих в данную базовую группу.

Техники и операторы по обслуживанию ЭВМ осуществляют стандартное программное обеспечение ЭВМ, техническое обслуживание и контроль за работой вычислительной техники, средств приема и передачи информации, участвуют в совершенствовании систем обработки данных.

Их обязанности включают:

Эксплуатацию и контроль за работой электронно-вычислительной техники;

Организацию и эффективное выполнение вычислительных операций;

Подготовку средств вычислительной техники к работе, составление схем обработки информации, программ и алгоритмов решения задач;

Проведение технического обслуживания, тестовых проверок, профилактических осмотров, регулировки, наладки и текущего ремонта оборудования;

Ведение учета объемов выполненных работ, использования машинного времени, замеченных дефектов работы машин;

Выполнение родственных по содержанию обязанностей;

Руководство другими работниками.

Примеры профессий, входящих в данную базовую группу:

Техник (по обслуживанию ЭВМ) Оператор ЭВМ

Профессия Оператор вычислительных и электронно-вычислительных машин, характеристика работ и обязанности, согласно постановлению Минруда РФ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

Ведение процесса обработки информации на электронно-вычислительных машинах по рабочим инструкциям с пульта управления. Ввод информации в электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машин. Передача по каналам связи полученных на машинах расчетных данных на последующие операции. Обработка первичных документов на вычислительных машинах различного типа путем суммирования показателей сводок с подгибкой и подкладкой таблиц, вычислений по инженерно-конструкторским расчетам.

Выписка счетов-фактур и составление ведомостей, таблиц, сводок, отчетов механизированным способом, с выводом информации на перфоленту. Контроль вычислений, выверка расхождений по первичному документу. Подготовка машины к работе, установка шины управления или блок-схемы на данную работу. Введение перфорации, верификации, дублирования, репродукции и табуляции перфокарт. Считывание и пробивка отверстий закодированной информации, содержащейся в перфокартах, на основании графических отметок.

Проверка правильности переноса информации с первичных документов на перфокарты "на свет" и счетным контролем и правильности перебивки неверно отперфорированных перфокарт с исправлением соответствующих показателей и итогов в табуляграмме.

Контроль табуляграмм, составленных механизированным способом, сличением их итоговых данных с контрольными числами; проведение выборочной балансировки с отметкой на полях табуляграмм; запись выверенных итогов табуляграмм в журнал контрольных чисел; оформление и выпуск проверенных табуляграмм. Настройка машины по простым схемам коммутации и самостоятельное осуществление несложной перекоммутации. Установка пропускной линейки, упоров и табуляционных пластин для осуществления многократных пропусков перфокарт. Работа с математическими справочниками, таблицами. Оформление сопроводительного документа и рабочего наряда на выполненные работы.

Должен знать:

Технико-эксплуатационные характеристики вычислительных машин;

Устройство пульта управления и правила технической эксплуатации ЭВМ;

Руководящие материалы, определяющие последовательность и содержание выполняемых операций технологического процесса;

Действующие шифры и коды;

Методы проведения расчетов и вычислительных работ, контроля технических носителей информации;

Основы коммутации и простые блок-схемы настройки машин;

Формы исходных и выпускаемых документов;

Основы программирования в объеме среднего специального или общего образования и курсовой подготовки.

Влияние ПК на здоровье человека;

- Головная боль и боль в глазах;

Утомление, головокружение;

Нарушение ночного сна;

Сонливость в течении дня;

Изменение настроения;

Повышенная раздражительность;

Депрессия;

Снижение интеллектуальных способностей, ухудшение памяти;

Натяжение кожи лба и головы;

Выпадение волос;

Боль в мышцах;

Боль в области сердца, неровное сердцебиение, одышка;

Снижение половой активности.

Инструкция по технике безопасности, основные положения, назначение;

1.1. Настоящая инструкция распространяется на следующих работников гимназии:

1.2. Во время работы с ПК на оператора возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:

а) физических:

Низкочастотные электрические и магнитные поля ;

Повышенная температура;

Ионизация воздуха;

Опасное напряжение в электрической сети;

б) химических:

Вредные химические вещества, выделяемые при работе принтеров и копировальной техники;

в) психофизиологических:

Напряжение зрения и внимания;

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

Длительные статические нагрузки и монотонность труда.

1.3. К работам с ПК допускаются лица:

Не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительные при приеме на работу и ежегодные медицинские осмотры в порядке и сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России, и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с ПК и ВДТ;

Прошедшие курс обучения принципам работы с вычислительной техникой и специальное обучение работе на ПЭВМ с использованием конкретного программного обеспечения;

Прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением 1-й квалификационной группы;

Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации на используемые на рабочем месте средства оргтехники (собственно ПК, принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и т.п.). 1.4. К работе с ПК не допускаются женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью.

Область распространения и порядок применения инструкции по технике безопасности;

Настоящая инструкция распространяется на следующих работников гимназии:

Программистов, занятых на ПК разработкой, проверкой и отладкой программ;

Пользователей ПК (работников, совмещающих работу оператора ПК с основной работой).
Перечисленные выше работники называются далее операторами.

Изучите инструкцию, находящуюся в Вашем компьютерном классе. Какие пункты можно было бы добавить в инструкцию, какие пункты Вы считаете лишними;

Я считаю, что в нашей инструкции нет лишних пунктов и добавлять не нужно.

Требования к персоналу, эксплуатирующему средства вычислительной техники и периферийное оборудование;

К самостоятельной эксплуатации электроаппаратуры допускается только специально обученный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.

Требование по электрической безопасности;

1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:

а) вешать что-либо на провода;

б) закрашивать и белить шнуры и провода;

в) закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;

г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:

а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;

б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;

в) работать с оборудованием мокрыми руками;

г) работать с оборудованием при нарушении целостности корпуса, изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе.

д) класть на оборудование посторонние предметы.

5. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединенных с землей.

6. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

7. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.

При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Особенности электропитания системного блока;

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК — это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера — источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.

Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Требования к видеосистеме;

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему места;

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.

Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь.

Это не просто требование гигиены, а требование методики:

1. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.

2. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.

3. Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения.

4. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° — 110°. При использовании обычных школьно-письменных столов добиться одновременно правильного " положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети.

5. При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание — кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.

6. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем.

Требование по обеспечению пожарной безопасности;

На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества.

В помещениях запрещается:

а) зажигать огонь;

б) включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;

в) курить;

г) сушить что-либо на отопительных приборах;

д) закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре

Источниками воспламенения являются:

а) искра при разряде статического электричества

б) искры от электроборудования

в) искры от удара и трения

г) открытое пламя

При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Помещения с электроборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 или ОУБ-3.

Требования охраны труда при работе на ПК;

Максимальное время работы за компьтютером не должно превышать 6 часов за смену.

Необходимо делать перерыв в работе за компьютером продолжительностью 10 минут через каждые 45 мин.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером без регламентированного перерыва не должно превышать 1 час.

Оператор ЭВМ – специалист, осуществляющий ввод в компьютер и обработку научно-технической, социологической, экономической и другой информации.

К основным обязанностям оператора ЭВМ относятся:

Обработка информации на ЭВМ;

Ввод информации в ЭВМ с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машины;

Передача по каналам связи полученных на машинах расчетных данных на последующие операции;

Подготовка технических носителей информации на устройствах подготовки данных;

Запись, считывание и перезапись информации с носителей одного вида на другой;

Контроль технических носителей информации;

Обеспечение проведения вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами;

Наблюдение за работой ЭВМ;

Установление причин сбоев в работе в процессе обработки информации;

Запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени;

Оформление результатов выполненных работ.

Специалист в области цифровой обработки информации должен обладать такими личностными качествами , как аккуратность, внимательность, ответственность, терпеливость, настойчивость, усидчивость.

К профессионально важным качествам оператора ЭВМ относятся:

Высокая исполнительность;

Аналитические способности;

Хорошая оперативная память;

Высокий уровень развития концентрации, распределения и переключения внимания;

Коммуникабельность;

Склонность к монотонной работе;

Высокий уровень развития технических способностей.

Специалист в области цифровой обработки информации должен хорошо знать устройство ЭВМ, работу операционных систем, приемы работы с различными программами, основы программирования, методы работы с оргтехникой.

Оператор ЭВМ должен уметь : выполнять ввод информации в ЭВМ с различных носителей и осуществлять вывод информации; выполнять запись, считывание, копирование и перезапись информации с носителей одного вида на другой; устанавливать причины неполадок в работе ЭВМ; устранять небольшие проблемы в работе программного обеспечения и ЭВМ; работать с базами данных; оформлять результаты работ; соблюдать охрану труда и требования противопожарной безопасности.

На сегодняшний день профессия оператора ЭВМ одна из самых востребованных. Специалисты данного профиля необходимы на каждом предприятии. В частности, специалисты в области цифровой обработки информации чрезвычайно востребованы организациями сферы культуры (библиотеками, музеями, архивами), а также фирмами, занимающимися оцифровкой фондов этих предприятий.

Оператор ЭВМ может работать как самостоятельно, так и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Работник проводит весь день в помещении, преимущественно сидя.

Оператор ЭВМ может выполнять работу на дому. Данный способ работы широко применяется при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В работе оператор ЭВМ использует персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.

Специальной одежды (формы) для операторов ЭВМ не предусмотрено.


Изучение порядка работ в разделе информационные технологии в профессиональной деятельности

Работа с текстовым процессором MSWord

Текстовые документы, создаваемые с помощью персонального компьютера (ПК). Условно можно разделить на две группы – простые и комплексные. Простые документы представляют собой форматированный текст. Комплексные документы кроме текста содержат объекты иной природы (чертежи, рисунки, формулы, Таблицы, объекты мультимедиа и прочие). Эти документы могут создаваться с помощью специальных программных средств, которые называют текстовыми процессорами, например MSWord.

Элементы рабочего окна MSWord

Строка меню;

Панели инструментов;

Рабочее поле;

Линейка;

Кнопки управления режимами представления документа;

Строка состояния, включающая индикаторы;

Современные текстовые процессоры позволяют создавать документы трех типов.

Первый тип – это печатные документы, которые создаются и распечатываются на одном рабочем месте или в одной рабочей группе. Состав допустимых средств оформления в данном случае определяется только техническими возможностями печатающего устройства.

Второй тип – это электронные документы в формате текстового процессора, которые передаются заказчику в виде файлов. Электронный документ не всегда может быть окончательным. В ряде случаев заказчик может его дорабатывать, редактировать, форматировать, распечатывать или использовать для подготовки своих документов. Состав допустимых средств оформления и форматирования в данном случае определяется заказчиком и, как правило, минимален.

Третий тип – Это Web-документы. В таких документах большую роль играет управление цветом и для них наиболее широк выбор средств форматирования и оформления.

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре MSWord относятся следующие:

Создание документа;

Ввод текста;

Редактирование текста;

Рецензирование текста;

Форматирование текста;

Сохранение документа;

Печать документа;

Задание 1. Отформатируйте текст, согласно варианту 2 средствами программы MSWord. Исходный материал найдите по адресу student – Учебная практика – Приложения MSWord.

Порядок выполнения работы:

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы - MicrosoftOffice – MSWord.

2. Открыл папку Мои документы – Задания для студентов, выбрал свое индивидуальное задание согласно варианту, далее приступил к форматированию данного текста.

Рисунок 1 – Индивидуальное задание

3. Задал следующие параметры тексту: Шрифт: TimesNewRoman, размер шрифта: 14 ПТ, выравнивание: по ширине, междустрочный интервал: 1,5 строки, первая строка: отступ – 1,25 см.

Рисунок 2 – Параметры текста

4. Создал верхний и нижний колонтитулы: Вид – Колонтитулы: Добавили автотекст в верхний и нижний колонтитулы(в нижний колонтитул – номера страниц, в верхний колонтитул – текущую дату и время). Все эти возможности реализуются посредством панели «Колонтитулы».

Рисунок 3 - Колонтитулы

Рисунок 4 – Вставка сноски

Рисунок 5 - Сноски

6. Создал несколько многоуровневых списков в документе подобранных по тематике: Начальная страница – Абзац – Многоуровневый список.

Рисунок 6 – Настройка многоуровневого списка

Рисунок 7 – Многоуровневый список

7. Для визуализации информации создал таблицу относительно содержания материала: Вставка – Таблица.

Рисунок 8 – Таблица для визуализации информации

Каждому заголовку реферата изменил стиль: Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3. Эти стили определяют структуру нашего содержания.

Выделил текст заголовка раздела, и выбрал нужный заголовок, в нашем случае «Заголовок 1».

Рисунок 9 – Заголовок 1

Применил шрифт «TimesNewRoman», 14 ПТ с полуторным междустрочным интервалом.

В результате заголовок принял нужный вид и Word воспринимает его именно как ЗАГОЛОВОК. Теперь при прокрутке документа ползунком появляется всплывающее окно с названием заголовка.

Рисунок 10 – Автособираемое оглавление

Аналогичную операцию проделал для заголовка подраздела, за основу взял стиль «Заголовок 2».

Проделал такую работу со всеми заголовками и перешел на вторую страницу документа. Создал автоматическое оглавление: Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели.

Перешел на вкладку Оглавление – ОК.

На месте курсора в документе Word автоматически появится содержания с указанием страниц. Настроил шрифты и прочее оформление содержания, нажал кнопку Изменить в данном окне.

Теперь я в любой момент могу обновить содержание, кликнув на нем правой кнопкой мыши и выбрав в выпадающем меню Обновить поле.

При обновлении поля содержания пользователю задается вопрос обновлять его целиком или же обновлять только номера страниц.

Если структура документа не изменилась – обновить только номера страниц, если изменилась – обновить целиком.

Рисунок 11- Оглавление

9. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение А).

Задание 2. Составить формулы представленные в Приложении А по индивидуальным заданиям.

Порядок выполнения работы

2. Запустил редакторMicrosoftEquation 3.0.: Вставка - Объект -MicrosoftEquation- ОК.

Рисунок 12 – Окно MicrosoftEquation 3.0

3. Просмотрел панель инструментов и создал формулу.

Рисунок 13 – Первая формула

4. Определил последовательность набора формулы. Для создания формулы, выполнил следующие действия:

Активизировал кнопку, отвечающая за ввод скобок и выбрал фигурную скобку.

Набрал первое неравенство системы. Все числа, переменные и знаки ввел с клавиатуры. Средствами Редактора формул воспользовался только для набора дроби.

Для набора дроби активизировал кнопку, отвечающую на ввод дроби и выбрал соответствующий тип дроби.

Переместил курсор вправо кнопками управления курсором или щелкнул мышью правее дроби (курсор изменил свой размер) и продолжил набор неравенства.

Когда первое неравенство будет набрано, нажал клавишу Enter для того, чтобы перейти ко второй строке внутри фигурных скобок.

Аналогично набрал остальные неравенства.

Рисунок 14 – Готовые формулы

5. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение А).

Задание 3. Создайте таблицу с переменным количеством и размером ячеек в строке в MSWordпо индивидуальному заданию (Приложение Б).

Порядок выполнения работы

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы – MicrosoftOffice - MSWord.

2. Нарисовал таблицу: Таблица – Нарисовать таблицу:

Определил внешние границы таблицы, нарисовал прямоугольник карандашом. Внутри этого прямоугольника нарисовал линии столбцов и строк (провел линию в нужной ячейке (ячейках) – линия сама ровно соединит стороны ячейки).

Для удаления не правильно нарисованных линий использовал инструмент ластик.

Применил настройки таблицы, согласно моему индивидуальному заданию, которые показаны в открывшемся диалогом окне:

Рисунок 15 – Первая итоговая таблица

3. Заполнил таблицу текстовой информацией относительно моего индивидуального задания.

Рисунок 16 – Вторая итоговая таблица

Рисунок 17 – Применение заливки шапки таблицы

5. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение Б).

Задание 4. Составить резюме с помощью таблицы в MSWord.

Порядок выполнения работы

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы – MicrosoftOffice - MSWord.

2. Вставил таблицу: Таблица – Вставить – Таблица:

Задал размер будущей таблицы. Установил значение числа столбцов и строк, нажал ОК.

Рисунок 18 – Макет таблицы

3. Заполнил таблицу индивидуальным заданием.

Рисунок 19 – Заполненная таблица данными

4. Применил к таблице соответствующий стиль. Нажал на кнопку Автоформат. Выбрал наиболее подходящий стиль оформления таблицы и применил к таблице.

5. Убрал границы таблицы.

Рисунок 20 – Таблица без границ

6. Сохранил документ в своей папке.

Ответы на контрольные вопросы

1. Прикладная программа MSWord необходима для работы с текстовыми документами в частности их создание, ввод¸ форматирование, редактирование, рецензирование, сохранение и печать.

2. Для того, чтобы создать новый документ в MSWord необходимо: Файл®Создать®Новый документ.

3. Для того, чтобы установить параметры страницы в MSWord необходимо: Разметка страницы®Параметры страницы.

4. Для того, чтобы установить шрифт, размер и цвет текста в MSWord необходимо: Главная®Шрифт.

5. Для того чтобы отформатировать текст в MSWord необходимо работать с подменю вкладок Главная и Вставка.

6. При открытии нескольких документов в MSWord для каждого открывается отдельное окно. Можно работать, открывая каждое окно в отдельности по мере надобности, либо вывести на экран сразу несколько документов.

7. Для вставки рисунка в документ необходимо: Вставка®Иллюстрации®Рисунок; Для вставки теста необходимо: выбрать курсором нужное место®правой клавишей мыши вызвать контекстное меню®Вставить.

8. Для проверки набранного теста на наличие ошибок необходимо: Рецензирование®Правописание.

9. Для вставки формулы в MSWord необходимо: Вставка®Формула; Вставка®Объект®MicrosoftEquation.

10. Для создания таблиц в MSWord необходимо: Вставка®Таблица®Вставить таблицу, Нарисовать таблицу.

11. Для создания заголовка документа необходимо: выделить текст®правой клавишей мыши вызвать контекстное меню®выбрать стиль «Заголовок».

12. Для нумерации страниц необходимо: Вставка®Номер страницы®выбрать место нумерации®выбрать вид нумерации.

13. Для предварительного просмотра подготовленной страницы документа необходимо: Вид®Режимы просмотра документа.

14. Для печати документа необходимо: Файл®Печать.

Работа с табличным процессором MS Excel

Таблица – форма организации данных по строкам и столбцам.

Электронная таблица – это интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения ячейки от других ячеек.

Области применения электронных таблиц

Инженерно – технические расчеты;

Статистическая обработка больших массивов информации;

Бухгалтерский и банковский учет;

Планирование и распределение ресурсов;

Проектно-сметные работы;

Исследования динамических процессов.

Основными элементами электронных таблиц являются: ячейка, таблица, лист и книга. Любой документ, созданный в Excel, называется книгой. Книга состоит из совокупности таблиц, называемых листами.

Каждый лист имеет собственное уникальное имя. Лист представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы обозначаются латинскими буквами A,B,C,D и т.д. Ячейка – минимальный элемент электронной таблицы.

Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки электронных таблиц, например, программа MS Excel – одно из самых популярных средств управления электронными таблицами.

Табличный процессор MicrosoftExcel – это комплекс программ, который входит в состав пакета MicrosoftOffice и предназначен для решения любой математической, экономической, физической задачи, при условии, что исходная информация и результаты могут быть представлены в виде таблицы.

Основные функции табличных процессоров

Решение расчетных задач с использованием формул для вычислений;

Решение оптимизационных задач;

Анализ и моделирование явлений и процессов на основе результатов вычислений;

Оформление таблиц, отчетов;

Построение диаграмм;

Создание и ведение баз данных;

Задание 5. Выполните работу в табличном процессоре MS Excel согласно заданным параметрам.

2. Выполнить следующие вычисления:

Определить день недели, в который Вы родились:

3. Постройте график функции Y для заданного интервала X с шагом DX в соответствии с вариантом задания.

Диапазон значений Х: Х Î[-0,4;4,1]; Шаг Dх: 0,3; Функция: Y=cos(x)+arctg(x) ; Значение y= -1.

Порядок выполнения работы

1. Для определения количества дней между двумя датами необходима использовать оператор вычитания (-) или функция ЧИСТРАБДНИ, как показано в приведенном примере

Выполнил следующие вычисления:

Подсчитала количество дней между двумя датами.

Рисунок 21 – Расчет количество дней между двумя датами

Подсчитал общее количество дней прожитых мной;

Рисунок 22 - Общее количество дней прожитых мной

Определил день недели, в который я родился:

Рисунок 23 – День недели в который я родилась

Определить в какой день недели родились Ваши родители.

Рисунок 24 – Дни недели, в который родились мои родители

2. Даты можно представить в числовом формате. Выделите ячейку, на вкладке Главная – Число – Числовой.

Рисунок 25 – Таблица с вычислениями

3. Для построения функции Y необходимо создать таблицу значений функции y=f(x).

4. В ячейку B4 ввела первое значение отрезка, в A4ввел значение шага.

5. В ячейку C4 ввел формулу, которая будет добавлять к левостоящей ячейки шаг: =B4+$A$4.

6. Маркером заполнения ячейки С4 заполнил влево ячейки строки, до тех пор, пока не было получено значение другого конца отрезка.

Рисунок 26–Значения х

7. В ячейку B5 введите формулу вычисления значения функции Y.

8. Маркером заполнения скопировал формулу в ячейки строк до конца таблицы. Таким образом получилась таблица аргументов (х) и значений (у) функции Y на отрезке Xс шагом дельта Х.

Рисунок 27 - Таблица

9. Выделил таблицу и вызвал мастер диаграмм. На первом шаге выбрал во второй вкладке График.

10. Оформил график. Установил параметры страницы и размеры диаграмм таким образом, чтобы все поместилось на одном листе.

Рисунок 28 - График

11. Сохранил работу в своей папке.

Рисунок 29–Итоговая работа

Задание 6. Создать рабочий лист для расчета данных по формулам средствами программы MSExcel.

Используя приведенную ниже таблицу выполнить следующие действия и заполнить все пустые поля в таблице:

Определить итоговые значения по всем параметрам, приведенным в таблице.

Определить максимальные и минимальные значения каждого параметра по всем водохранилищам.

Определить какое место занимает каждое водохранилище по каждому параметру.

Определить средние величины для каждого параметра.

Сравнить на круговой диаграмме объём водохранилищ.

Сравнить на диаграмме места, которые занимает каждый бассейн по каждому параметру.

Выделить заливкой водохранилища, которые имеют максимальные и минимальные значения.

Порядок выполнения работы

1. На рабочем листе Excel сформировал таблицу по следующим правилам и требованиям:

Сформировал шапку таблицы в соответствии с образцом.

Выполнил необходимые объединения ячеек и выделения в тексте таблицы.

Установил режим автоматического подбора ширины столбцов и высоты строк для таблицы.

2. Заполнил все строки граф текстовыми и числовыми данными.

Рисунок 30 – Набранная таблица

3. Выполнил итоговые вычисления с использованием Автосуммы.

4. Для определения максимального и минимального значения воспользовался функцией MAXиMIN.Среднее значения вычислил с использованием функции СРЗНАЧ.

Рисунок 31 - Формулы

Рисунок 32 – Вычисление минимального, максимального, среднего значения и общей суммы

5. Определил какое место занимает каждое водохранилище по каждому параметру.

Рисунок 33 – Сортировка по рангу

6. Выделил заливкой водохранилища, которые имеют максимальные и минимальные значения.

Рисунок 34 – Выделенные ячейки

7. Построил круговую диаграмму и диаграмму с местами, которые занимают каждый бассейн по каждому параметру. Зашел во вкладку Вставка – Диаграмма. В появившемся окне выбрал тип диаграммы, нажал кнопку Далее. В Окне Источник данных диаграммы. На вкладке Диапазон данных указал диапазон.

Рисунок 35 – График по таблице

Рисунок 36 - Диаграмма с местами, которые занимают каждый бассейн по каждому параметру

8. Сохранил работу в свою папку.

Рисунок 37 – График и таблица

Задание 7. Произведите расчеты больших массивов информации средствами MSExcelпо индивидуальным заданиям.

«Кинотеатр». В зрительном зале 25 рядов, в каждом из которых 30 мест. Информация о проданных билетах хранится в таблице, номера строк которой соответствуют номерам мест, а имена столбцов – номерами рядов. Если билет на то или иное место продан, то соответствующий элемент таблицы имеет значение 1, в противном случае – 0. Определить: 1) общее число мест в кинотеатре; 2) общее число проданных билетов; 3)общее число свободных мест; 4) количество проданных мест в каждом ряду. Исходную таблицу заполнить целыми случайными числами в диапазоне . Результаты работы представить в наглядном виде.

Порядок выполнения работы

1. На рабочем листе Excel сформировал таблицу с данными представленными в индивидуальном задании.

Рисунок 38 – Таблица с данными

2. Заполнил таблицу текстовым и числовыми данными на свое усмотрение.

3. Произвел расчеты, используя функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ:

Рисунок 39 – Функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ

Рассчитал общее число мест в кинотеатре.

Рисунок 40 – Формула расчета общее числа мест в кинотеатре

Рассчитал общее число проданных билетов.

Рисунок 41 – Формула расчета общего числа проданных билетов

Рассчитал общее число свободных мест.

Рисунок 42 – Формула расчета общего числа свободных мест

Рассчитал количество проданных мест в каждом ряду.

Рисунок 43 – Формуларасчета количества проданных мест в каждом ряду

Рисунок 44 – Итоговые вычисления

4. Построил диаграмму для отображения результатов: Зашел на вкладку Вставка – Диаграмма.

Рисунок 45– Диаграмма итоговых вычислений

5. Сохранил работу в своей папке.

Рисунок 46 – Итоговая работа

Задание 8. В рабочей книге MSExcelосуществите расчеты по индивидуальным заданиям.

1. Клиент (женщина), родившийся 06.10.1959, начинает делать ежемесячные взносы в пенсионный фонд в размере 1200 руб. Ставка процента – 10% годовых. Первый взнос клиент делает 05.01.2000, далее взносы производятся 1 числа каждого месяца. Пользуясь функциями MSExcel подсчитайте, какая сумма накопится у него к пенсии (на 1 число ближайшего месяца после наступления даты пенсионного возраста). Рассчитайте ежемесячную ставку. В решении обязательно должна присутствовать формула расчета искомой суммы.

2. Ипотечный кредит выданный 1.06.2000 под 20% годовых в размере 30000, гасится ежегодными выплатами по 8000. Посчитайте сколько лет будет возвращаться кредит. Постройте таблицу погашения.

Порядок выполнения работы

1. Создал Лист 1 в табличном процессоре MSExcel.

2. Построил таблицу, и ввел в нее индивидуальное задание.


Рисунок 47– Таблица с исходными данными

3. Посчитал накопившуюся сумму, с помощью встроенной функции СУММ.


Рисунок 48 – Функция сумм

4. Рассчитал ежемесячную ставку по формуле процента(=СУММ(B3:L3)/$M$2), при этом для упрощения считал, что месяцы равны по длине.Рассчитал общую сумму без ставки по формуле (=СУММ(B15:L15)) и общую сумму по формуле(=M15+N2).

Рисунок 49– Расчетежемесячной ставки

5. Итоговый результат.


Рисунок 50 – Итоговая таблица

6. Создал Лист 2 в табличном процессоре MSExcel. И создал таблицу с индивидуальными данными.

Рисунок 51–Индивидуальные значения

7. С помощью встроенных функций рассчитал, сколько лет будет возвращаться кредит.

Рисунок 52 – Формула для расчёта количества лет выплаты кредита

8. Построил таблицу погашения кредита.

Рисунок 53 – Таблица погашения кредита

9. Сохранил работу в своей папке.

Ответы на контрольные вопросы

1. С помощью электронных таблиц MS Excel можно решать задачи с использованием формул, оформлять таблицы и отчёты, строить диаграммы, создавать и ввести базы данных, печатать документы.

2. Для того чтобы запустить программу MSExcel необходимо: Пуск®Программы®MicrosoftOffice®MicrosoftExcel 2010.

3. Для того чтобы создать свою рабочую книгу необходимо: Файл®Создать®Новая книга.

4. Каждый лист имеет собственное уникальное имя. Лист представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы обозначаются латинскими буквами A,B,C,D и т.д. Ячейка – минимальный элемент электронной таблицы.

5. Для записи абсолютной ячейки необходимо перед буквой и числом ячейки поставить знак «$». Для создания смешанной ячейки необходимо перед буквой или числом ячейки поставить знак «$».

6. Для того чтобы осуществить выбор и форматирование данных требуемого типа в ячейке или интервале ячеек необходимо: выбрать ячейку или интервал ячеек®Главная®Сортировка и фильтр.

7. Для того чтобы записать формулу необходимо: выбрать ячейку и начать набор формулы с «=»®написать формулу®нажать enter; для того чтобы отредактировать формулу необходимо: выбрать ячейку с формулой®изменить формулу®нажать enter

8. Для того чтобы применить встроенные формулы в MSExcel необходимо: Формулы®Вставить функцию.

Работа с СУБД MS Access

База данных (БД)- это систематизированное хранилище информации определённой предметной области, к которому могут иметь доступ различные пользователи для решения своих задач.

Система управления базой данных (СУБД) – это программное обеспечение, позволяющее создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию и обеспечивающее удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.

В настоящее время наибольше распространение получили СУБД MicrosoftAccess, FoxPro, dBase. СУБД делятся по способу организации баз данных на сетевые, иерархические и реляционные СУБД.

Основные возможности СУБД

Обновление, пополнение и расширение БД.

Высокая надёжность хранения информации.

Вывод полной и достоверной информации на запросы.

Средства защиты информации в БД.

БД бывают фактографическими и документальными.

Рассмотрим основные объекты баз данных:

Таблица – это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Форма – это объект MicrosoftAccess, предназначенный, в основном, для ввода данных. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода, изображения и изменения данных в полях таблицы.

Запрос – объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.

Отчет – объект базы данных MicrosoftAccess, предназначенный для печати данных.

Макросы – автоматизируют стандартные действия.

Модули – автоматизируют сложные операции, которые нельзя описать макросами.

Задание 9. Создайте базу данных содержащую сведения по теме представленной в индивидуальном задании.

Создайте базу данных, содержащую сведения о странах Европы. В базу включить следующие пункты: страна, столица, население, площадь, сведения об экономике, основные экономические показатели. В базе данных должны храниться географические карты стран Европы. Также необходимо организовать хранение списка важнейших исторических событий XXвека с указанием даты и страны, в которой это событие произошло.

С помощью запроса на выборку выведите список стран, площадь которых больше 300 тыс км 2 . Список отсортируйте по алфавиту.

Выведите название исторических событий, произошедших в Европе за последние50 лет.

Выведите список тех государств. В наименовании валют которых присутствует слово «Евро».

Создайте форму и столбец для ввода информации о странах Европы.

Создайте ленточную форму для заполнения информаций об исторических событиях, произошедших в странах Европы.

Создайте отчет для вывода полной информации о странах.

Создайте отчет, который выводил бы название страны и список исторических событий, связанных со страной (группировка по полю Название таблицы Страны).

Создайте главную кнопочную форму.

Порядок выполнения работы

1. Создал базу данных: Файл – Создать - база данных. Сохранил создаваемую базу данных под именем в формате *.mdb.

Рисунок 54 – Создание новой базы данных

2. В режиме конструктора создал таблицы базы данных.

Рисунок55 – Создание таблиц в режиме конструктора

3. Установил связи между таблицами с помощью Схемы данных: Сервис – Схема данных. Добавил все таблицы в окно Схема данных и свяжете ключевые поля таблиц, перетаскивая и соединяя их мышью друг с другом. На панели связи установите опции для каждой связи(один и одному, один ко многим, многие ко многим).

Рисунок 56 – Установление связей между таблицами

4. Заполнил таблицы данными, введя в каждую из них не менее десяти записей.

Рисунок 57 – Таблица «Страны Европы»

Рисунок 58 – Таблица «Экономика»

Рисунок 59 – Таблица «События»

5. Создал запросы, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Конструктор запросов, выбрал необходимые таблицы для реализации запроса, выделил необходимые графы в таблице, при необходимости прописал условие в графах в разделе Условия отбора:

С помощью запроса на выборку вывел список стран, площадь которых больше 300 тыс км 2 . Список отсортировал по алфавиту.

Вывел название исторических событий, произошедших в Европе за последние100 лет.

Вывел список тех государств, в наименовании валют которых присутствует слово «Евро».

6. Создал формы, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Другие формы – Мастер форм, выбрал необходимую таблицу и выделил из нее необходимые сведения согласно индивидуальному заданию:

Создал форму и столбец для ввода информации о странах Европы.

Рисунок 63 – Форма с информацией о странах Европы

Создал ленточную форму для заполнения информаций об исторических событиях, произошедших в странах Европы.

Рисунок 64 – Ленточная форма

7. Создал отчеты, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Мастер отчетов, выбрал необходимые объекты и выделил из нее необходимые сведения согласно индивидуальному заданию:

Создал отчет для вывода полной информации о странах.

Рисунок 65 – Отчет с информацией о странах

Создал отчет, который выводит название страны и список исторических событий, связанных со страной (группировка по полю Название таблицы Страны).

Рисунок 66 – Отчет с историческими событиями

8. Создайте главную кнопочную форму базы данных. Для этого зашел на вкладку Конструктор форм, с помощью панели инструментов написал заголовок – название базы данных, создал управляющие кнопки с объектами созданными мною в процессе выполнения работы (запрос, формы и отчеты). Прикрепил гиперссылку к каждому объекту.

Рисунок 67 – Кнопочная форма БД

9. Сохранил документ в свою папку.

Задание 10. Создайте базу данных на произвольную тему, соответствующую перечисленным требованиям.

Требования к БД:

Не менее пяти таблиц с заполненными полями в размере 14 наименований.

Не менее пяти отчетов с представленной информацией в БД.

Не менее пяти форм с содержащейся информацией в БД.

Присутствие главное кнопочной формы с выводом главных документов БД.

Порядок выполнения работы

1. Создал базу данных: Файл – Создать – База данных. Сохранил создаваемую базу данных под именем в формате *.mdb.

2. В режиме конструктора создалпять таблиц базы данных.


Рисунок 68 – Создание таблиц в конструкторе