Список организаторов распространения информации. Соцсети, блогеры и государство: новые меры по регулированию Интернета

Добрый день!

Для Вас изменения в закон чреваты не теми последствия, которые касаются блоггеров, т.к. Вы явно блоггером не являетесь (хотя определение блоггера в законе дано достаточно размыто).

Закон вводит новую обязанность - обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет». согласно ст 10.1. закона об информации информационных технологиях и о защите информации, которая вводится этим законом,

1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Определение предельно широкое, под него, по сути, подпадает любой сайт с форумом.

Согласно указанной выше статье, Организатор распространения информации будет обязан уведомлять Роскомназор о своей деятельности, хранить информацию о пользователях и их сообщениях, предоставлять ее соответствующих органам безопасности, принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий таких органов. Но всю конкретику должно установить Правительство, поэтому Вам надо пристально следить за появлением соответствующих нормативных актов. До их появления все указанные обязанности - декларативны.

Обращаю внимание, за невыполнение всех указанных выше обязанностей вводится ощутимая административная ответственность:

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации , информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах , для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица." ;

Если организатор не выполняет требования, при этом нарушения установлены постановлением об административной ответственности, то сайт будет заблокирован.

Правительство утвердило «пакет Яровой». Согласно поправкам в Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 июля вступают в силу правила «пакета Яровой».

Информация адресована слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Как определяет постановление Правительства от 26 июня 2018 года №728 "Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" все, кто является организатором распространения информации в Интернете, должны хранить любые электронные сообщения пользователей.

Кто относится к организаторам распространения информации?

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части первой статьи 10.1 чётко определяет, что организатором распространения информации являются лица, которые обеспечивают работу информационных систем и программного обеспечения, используемые для приёма, передачи и доставки сообщений в глобальную сеть Интернет. Другими словами, данные лица должны иметь лицензию операторов связи. Эти лица должны отправить уведомление в Роскомнадзор о внесении их в Реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Отказ от внесения в данный реестр влечёт административную ответственность от 75 тысяч рублей до 300 тысяч рублей (согласно КоАП РФ Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет"). Выписывать штрафы с 1 июля 2018 года будет уже Роскомнадзор, а не органы прокуратуры.

«Штраф в размере 300 тысяч рублей - за отсутствие уведомления Роскомнадзора о начале работы организатора распространения информации»

В тоже время имеющаяся практика Роскомнадзора и официальные письма ведомств Минсвязи указывает, что к категории организаторов могут относится не только операторы связи.

Еще в начале этого года разразился скандал вокруг одного из сайтов. Сайт решил, чтобы выйти из реестра ОРИ, достаточно удалить такую функцию как «отправка личных сообщений на сайт». Роскомнадзор не согласился с этим, ссылаясь на то, что под новостями пользователи все-таки могут оставлять свои сообщения. Поэтому сайт не может быть исключён из реестра. С позицией надзорного органа согласились и в Минсвязи РФ.

Под пакет Яровой могут попасть ваш сайт, ваша компания и ваша личная страничка

Как указывает Минсвязи России под правила хранения информации попадают любые сайты, где имеется возможность обмениваться сообщениями. Сюда включаются и комментарии, которые оставляют пользователи сайта. Другими словами, в реестр ОРИ должны быть занесены почти все сайты Рунета, в том числе интернет-магазины, блоги, отзовики.

«Организатором распространения информации может быть признано любое лицо: юридическое или физическое»

Перечень условий, по которым Вы попадаете под действия "закона Яровой":

  • На вашем сайте имеется возможность оставлять комментарии под публикациями. Не важно, оставляют ли посетители эти комментарии или нет.
  • Интернет-магазины с отзывами о товарах.
  • Любой форум, где пользователи обмениваются сообщениями.
  • Корпоративный или личный блог с комментированием.
  • Все мессенджеры (Твитер, WhatsApp и другие),
  • Социальные сети


Очевидно, что владельцам сайтов и интернет-ресурсов рано или поздно придётся либо войти в реестр ОРИ, либо выполнить определённые требования, чтобы туда не попасть. Сам факт не включения в категорию ОРИ не освобождает от исполнения закона и правил хранения информации. Реестр нужен для госорганов для удобства учета. Если вы еще не попали в этот реестр, то это не значит, что вы (ваш сайт) не должны соблюдать требования Постановления Правительства от 26 июня 2018 года №728 (скачать PDF-документ ).

Какую информации обязаны хранить организаторы?

Согласно этому Постановлению все организаторы должны хранить электронные сообщения (в том числе голосовые сообщения, а также изображения, звуки, видеоизображения) пользователей в программно-технических средствах, которые используются организаторами распространения информации в эксплуатируемых ими информационных системах, в полном объеме в течение 6 месяцев с момента окончания приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений.

Хранение электронных сообщений необходимо для того, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, смогли получить к ним доступ. Такой доступ обязаны предоставлять организаторы.



Какую информацию должны предоставлять организаторы органам безопасности?

По запросу государственных органов необходимо предоставить информацию о пользователях, которые

  • зарегистрировались с использованием сетевых адресов;
  • авторизировались с использованием сетевых адресов;
  • указали при регистрации или использовании интернет-сервиса документ, удостоверяющий личность, выданный российским органом государственной власти;
  • использовали для доступа к Интернету устройства или программы, передающие интернет-сервису географические данные (метаданные), указывающие на их нахождение (временное нахождение) на территории страны;
  • указали при регистрации или использовании функций интернет-сервиса в качестве контактной информации телефонные номера, выделенные российскими операторами связи при заключении с абонентом договора об оказании услуг связи.

Каким органам нужно предоставлять такую информацию?

Об этом гласит статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ (редакция 6 июля 2016 года) «Об оперативно-розыскной деятельности».

В нем указаны следующие ведомства:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации (МВД).
  • Органы федеральной службы безопасности (ФСБ).
  • Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
  • Таможенные органы Российской Федерации.
  • Службы внешней разведки Российской Федерации.
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)

​​​​​​​Постановлением Правительства РФ зарегистрированные в Роскомнадзоре организаторы распространения информации (ОРИ) теперь обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей и о них самих в течение года, предоставляя её спецслужбам.

Правительство изменило правила хранения организаторами распространения информации (интернет-ресурсы и сервисы, внесённые в специальный реестр Роскомнадзора по указанию ФСБ) сведений о фактах приёма, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей и данных о них, тем самым регламентируя некоторые касающиеся ОРИ пункты федерального закона №374-ФЗ («пакет Яровой»). Согласно опубликованному на «Официальном интернет-портале правовой информации» документу, в вышеуказанные правила вносятся следующие изменения:

ОРИ будут обязаны хранить информацию о фактах передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в течение года;

Предоставлять указанную выше информацию подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети «Интернет» с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет».

Вступило в силу данное Постановление Правительства РФ 26.12.2017 года.

Федеральный закон №374-ФЗ, именуемый ещё «пакетом Яровой», постепенно становится кладезем больших и малых правовых курьёзов, что немудрено, поскольку некоторые понятия в законе описаны невнятно, плюс к этому в нём приведено множество отсылок к большому количеству уже существующих федеральных законов и другим правовым нормативным актам, отчего неизбежно могут возникнуть и уже возникают путаницы в праворименении и трактовании некоторых его положений.

В случае с появившимся вчера постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1576 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 759» выясняется ряд интересных обстоятельств.

Согласно одному из требований «пакета Яровой», организаторы распространения информации (мессенджеры, интернет-форумы, мобильные приложения и др.) обязаны с момента вступления его в силу, т.е. уже с 20 июля 2016 года, сохранять вышеуказанную информацию о действиях и взаимодействиях, а также другую информацию о своих пользователях в течение года и передавать её ФСБ - этого требуют привнесённые вышеупомянутым федеральным законом 374-ФЗ поправки в статью 10.1 (пункт 3.1) федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Но, по словам главного аналитика Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, никто данного требования не исполнял - ни, собственно, сами организаторы распространения информации, ни силовики. Правовая коллизия здесь состоит в том, что до вчерашнего дня все ждали от Правительства подзаконных актов, поскольку именно оно обязано определить порядок исполнения «пакета Яровой», и сделано это должно было быть в кратчайшие после вступления в силу 374-ФЗ время. Однако, как видим, соответствующее Постановление появилось только 16 декабря текущего года и только вступило в силу. Фактически все подпадающие под действие «пакета Яровой» субъекты до вчерашнего дня исполняли Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 759, который в данный момент противоречит требованиям «пакета Яровой», а значит и ФСБ, и ОРИ вот уже полтора года находятся на положении «нарушителей».

Сохранять же непосредственно сами сообщения пользователей в течение полугода внесённым в соответствующий реестр организаторам распространения информации и операторам связи необходимо будет с 1 июля 2018 года - это факт общеизвестный, но необходимо уточнить, что операторов вышеупомянутое Постановление от 16 декабря не касается, поскольку регулирование их деятельности согласно требованиям «пакета Яровой», - это отдельная песня. Фактически на данный момент регламентирована только работа ОРИ, касающаяся хранения метаданных пользователей. Как вы помните, чётких инструкций относительно хранения всего трафика ни для операторов, ни для ОРИ Правительством пока не разработано, и одним из последних предложений Минкомсвязи является постепенное введение в действие требований 374-ФЗ: сначала операторам и ОРИ предложат хранить «информационный мусор» своих пользователей в течение месяца, затем этот срок будет постепенно увеличиваться.

Ещё одной правовой коллизией «пакета Яровой» является отсутствие конкретики в определении ответственного за разработку регламента выполнения требований «пакета Яровой». С одной стороны, ни для кого не секрет, что этим практически всегда занимается Правительство, и в тексте федерального закона 374-ФЗ об этом сказано, однако если внимательно прочитать каждый пункт, то как раз в п. 3.1 статьи 10.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не указано, кто разрабатывает и определяет порядок выполнения требований. А в п. 3.2 такое указание есть - ответственным назначено Правительство России. А в п.6 того же закона, где говорится о «составе информации, подлежащей хранению», уточняется, что «место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации». Исходя из этого, не совсем понятно - имеет ли Правительство (и вообще какой-либо другой госорган) полномочия на регламентирование вопросов, связанных с хранением организаторами распространения информации информации о действиях и взаимодействиях своих пользователей (метаданных) и передаче их ФСБ? Но по факту выхода рассматриваемого постановления - получается, что имеет (что не исключает правовую коллизию и возможность для оспаривания подобных документов в судах).

Также следует обратить внимание, что согласно декабрьскому Постановлению кабмина, информацию о своих клиентах ОРИ обязаны будут предоставлять не только ФСБ, но и «другим уполномоченным органам». Каким - пока неясно. Вопросы вызывает также пункт, касающийся «организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет»» - какого рода это доступ и что за информационная система по имеющейся у нас информации от ОРИ - никто не знает.

Как мы и предполагали, «пакет Яровой» рождает всё больше и больше правового, финансового и технологического хаоса.

Так случилось, что некоторые люди испугались и задумались после выхода этого закона над тем, чтобы прикрыть свой маленький интернет-мир. Речь о тех, кто когда-то создал форумы, сайты, посвященные своему хобби. Но когда хобби влечет за собой хранение информации, передачу органам, какие-то регистрации, уведомления - кому оно надо?

Поскольку такие переживания коснулись владельцев дорогих моему сердцу ресурсов, мне пришлось немного почитать и присмотреться, чего они все-таки там приняли, что 1.08.2014 признают днем смерти российского интернета. Сразу скажу, я не специалист в интернет-технологиях, поэтому моя терминология и некоторые выводы могут хромать в этой части. Итак, чего вычитал я.

Таким образом, кроме закона ничего пока определенного нет и это надо иметь ввиду. Все еще может поменяться. Но я буду исходить из того, что есть.

1.Появляются два новых субъекта права у нас: организатор распространения информации в сети "Интернет" и "блогер". Займемся первыми.

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Кто это? Никто и нигде еще не дал разъяснений, кто это - провайдеры, хостинг-компании, любые владельцы сайтов - непонятно. И понятно, почему непонятно. Государству надо понять, как это будет работать, кто и как попытается уйти из под закона, чтобы потом уже уточнить, а кого именно им надо загнать в тиски. А пока это такая расплывчатая формулировка, что хуже трудно придумать. Не мудрено, что обычные люди, которые ведут форумы по истории, моде и цветоводству стали переживать.

Но анализ закона и проектов подзаконных актов позволяет придти к выводу, что под определение попадают не обычные владельцы форумов, а, скорее, крупные компании, провайдеры или что-то типа того - я не силен в терминологии.

Вот, например, п.5 ст.10.1 нового закона

обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

Получается, что законодатель имеет ввиду в первую очередь под организаторами распространения информации понимаются субъекты, подобные операторам государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Кроме того, в проекте Регламента хранения информации и порядка ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет», п.8 указано:

Организатор распространения информации в сети «Интернет» может по согласованию с руководителем (заместителем руководителя либо приравненным к нему должностным лицом) уполномоченного государственного органа, осуществляющего обеспечение безопасности Российской Федерации, обеспечить своевременное и полное предоставление на постоянной основе в согласованном порядке информации, указанной в пункте 3 настоящего Регламента правил, в уполномоченный государственный орган, осуществляющий обеспечение безопасности Российской Федерации.

Обратите внимание - вопрос решается на уровне руководителя органа (не понятно какого, кстати... по смыслу вроде ФСБ). Не может же быть так, чтобы каждый владелец форума решал с руководителем или замом такие вопросы! Значит речь идет об очень крупных субъектах.

Вывод: рядового владельца сайта или форума это коснуться не должно. Но все, чтобы если что коснуться в этом определении есть.

2.Личные и семейные нужды.

Перечень личных и семейных нужд. Это такой перечень, попав под который мы точно никому ничего не будем обязанным. Сейчас идут разговоры о его расширении. Пока он таков.

- потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (образовательные потребности);
- потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение и применение новых знаний (научные потребности);
- потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин (включая внесение в программу для ЭВМ изменений);
- потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиска работников, размещением информации о вакансиях,
-потребности связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ,
- потребности, связанные с организацией досуга и воспитания детей.

Примечание: укачанные ниже потребности не относятся к личным, семейным и домашним нуждам в случае, если при их удовлетворении осуществляется общественная или общественно-политическая деятельность, распространяются информация и материалы общественно-политического характера.

Увы, прямо из него установить, что подходит, а что нет - трудно. Эффективнее было бы обозначить конкретную тематику. Под первое вообще можно подвести все, что угодно. Правда после второго пункта отчетливо угадываются ресурсы, для которых сделано исключение.

3.Дополнительные обязанности.

Допустим Вы все же попадаете под организатора распространения информации. Чем Вам это грозит?

а) направить уведомление в Роскомндзор , что он организатор. Добровольно? Нет же! читаем проект Порядка уведомления о начале деятельности... , п.2

Уведомление предоставляется... в течение 5 рабочих дней в случае получение организатором распространения информации в сети Интернет требования Федеральной службы по надзору в сфере связи....

А само требование формируется только тогда, когда поступает запрос от органа, осуществляющего оперативно-разсыкную деятельность.

Иными словами, как тот или иной пользователь заинтересует МВД или ФСБ, или как только они сочтут ресурс очень важным для своей работы - они пришлют бумагу в Роскомнадзор, а те - владельцу. И тогда надо будет потратить заполнить форму уведомления у них на сайте.
Но самое главное - пока такую бумагу не прислали, вообще переживать не стоит.

Тут есть момент, который меня смущает. Когда такое требование придет, факт уведомления станет публичным (не тайно же это делаться будет... хотя...). Тогда все будут знать, что за ресурсом усиленно наблюдают (вот за кем именно-секрет, так написано) и толку в такой работе оперативной?

Заставить писать уведомления всех - не хватит никаких ресурсов. К тому же люди начнут гадать - попадают они под операторов по закону или нет, четких критериев нет же. Поэтому такой путь, если уж они его избрали, кажется, самый доступный, но и странный. Впрочем как и сама попытка регулировать Интернет.

б) Хранение информации. Это самое неприятное во всей этой истории. Делать это накладно, наверное, технически - им же каждая циферка нужна. Но тут я не спец. Правда, как я писал выше, если сам не хочешь - можно передать безлимитку уполномоченным органам.

Хранить нужно будет все от идентификатора пользователя, до всех контактов адресной книги и электронной почты, количестве и объеме сообщений, обо всех авторизациях через сторонние сервисы, как ведет личную переписку внутри интернет-ресурса, точное время посещений, список DNS-серверов, используемых пользователем, как ведет переписку с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен, вся информация, внесенная при регистрации пользователя на интернет-ресурсе, информация об используемом пользователем оборудовании и ПО, все факты авторизации с точным временем, все факты изменения пользователем своих данных, факты прекращения пользователем использования интернет-ресурса, факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте - идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.

Такая информация должна хранится у организатора распространения информации на русском и английском языках (и по новому закону - полгода).

Обращаю внимание, что речь не идет о возможности читать почту или сообщения! - Только факт отправки-получения.

Но - ничего хранить не надо, пока нет требования об уведомлении о начале деятельности оператора распространения информации в сети.

Сдается мне, что все это они могли и раньше. Закон все же носит некоторый "запугивающий" характер. Ну, и упрощающий жизнь, конечно, тем, кто занят сбором информации.

Очень надеюсь, что эти требования не коснуться все же владельцев обычных сайтов и форумов (хотя, хотелось бы, чтобы они никого не коснулись).

4. Блогеры

По ним итак много чего написано. Единственное, я так и не понял, как они 3000 будут высчитывать. Ладно, у кого в день по 10000, но если пограничная ситуация? В остальном - комментировать нечего.

Нечего. В том смысле, что государство наше погрязло в жутком стремлении контролировать все с помощью . И ведь вроде образованные все люди. Но вместо того, чтобы работать "снизу", включают самые недолговечные и тормозящие развитие механизмы - как то - запрет, пропагандистские штучки и т.п. Ай, впрочем, чего говорить... Все все понимают прекрасно.

Завершая небольшой обзор все же выскажу надежду, что тех, кто реализует себя в интернете через создание тематических сайтов, форумов и т.п. все эти новеллы не коснутся. Еще больше я надеюсь, что они не смогут заработать толком вообще, ибо очевиден точечный характер изменений, то есть возможность их применения к конкретным компаниям и людям.

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ "О информации...

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети "Интернет"

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи , оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

5-10.1 149-ФЗ

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747"О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации".

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Необходимо отметить, что формулировки Постановления Правительства РФ N 747 о перечне личных нужд фактически распространяют нормы ст. 10.1 Закона на внутрикорпоративные почтовые коммуникационные сервисы (корпоративную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, внутрикорпоративные социальные сети и т.д.). В отсутствие иных четко прописанных исключений можно сделать вывод, что организация, обладающая подобными технологиями, используемыми для внутренних нужд, может рассматриваться в качестве ОРИвСИ со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости хранения данных о трафике и пользователях на территории России. В ходе обсуждения проекта вышеуказанного Постановления Правительства N 747 и иных подзаконных актов к ст. 10.1 Закона поправки, которые прямо выводили бы такие внутрикорпоративные отношения за его рамки, были отклонены. Сдержанный оптимизм внушает лишь тот факт, что в ходе совещаний с представителями индустрии сотрудники Роскомнадзора неоднократно заявляли о том, что внутрикорпоративные сервисы не подпадают под действие ст. 10.1 Закона. В качестве основания для такого толкования можно указать на дефиницию "распространения информации", под которой как отмечалось ранее, понимаются "действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц". Поскольку внутрикорпоративные коммуникационные сервисы всегда предполагают ограниченный и заранее определенный круг лиц, которые могут ими воспользоваться (работники организации, определенные лица, взаимодействующие с ней по гражданско-правовому договору и т.п.), то циркулирование информации в рамках таких сервисов нельзя рассматривать в качестве распространения информации, а значит нельзя рассматривать лицо, обеспечивающее их функционирование, в качестве организатора распространения информации в сети Интернет.

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Организатор обмена мгновенными сообщениями

п. 4.2 ст. 10.1

Проверка

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: - обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; - истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 "Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях.