Информационные системы в образовании. Типология информационных систем образовательного назначения Информационные системы управления документами в образовании

Введение

Целью данной производственной практики являлось исследование структуры информационных систем в образовании на примере высшего учебного заведения. Данная тема является актуальной в сфере информационных технологий, так как в данный момент существует тенденция к внедрению информационных технологий во все сферы общества, а образование является одной из наиболее важных сфер общества.

Неотъемлемой и важной частью развития дошкольных учреждений, школ, техникумов, университетов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащихся в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не просто дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением; такие системы естественно называть информационно-обучающими. В процессе производственной практики рассматривалась информационная система Управления Информатизации Пензенского государственного технологического университета (здесь и далее - УИ ПензГТУ). Был проведен анализ программного и аппаратного обеспечения данной информационной системы, сравнение с другой информационной системой в данной сфере, а также патентное исследование.

Понятие информационной системы в образовании

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

1) использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

2) рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения, моделирования систем;

3) уклон в сторону практико-ориентированного обучения для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;

4) организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

5) использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

6) интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

В качестве объекта исследования информационных систем в образовании была выбрана информационная система Управления Информатизации ПензГТУ (УИ ПензГТУ). На данный момент областью сопровождения системы являются 4 учебных аудитории: 2 компьютерных класса, 1 лекционная аудитория и 1 читальный зал. Поддержкой безотказной работы в данных аудиториях занимается управляющая лаборатория.

Задачи информационной системы в образовании

Целями информационной системы в образовании являются усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы, а также подготовка учащихся как востребованных специалистов в области, выбранной учащимися. Принято выделять следующие основные задачи использования средств современных информационных технологий.

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка специалистов в определенной предметной области, востребованных на рынке труда; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) предусматривает (статья 98) необходимость создания, формирования и ведения пяти информационных систем.

1) Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования. Организация формирования и ведения данной информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором России) по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3.08.2013 № 755. С помощью данной информационной системы вузы и ссузы могут проверить достоверность сведений, представленных абитуриентами; школы же используют ИС для информирования обучающихся о полученных ими результатах аттестации. Состав и формат сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную ИС, утверждён Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июня 2018 г. № 831.

2) Государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» находится по адресу: http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/ Цель создания - информационное обеспечение государственной аккредитации. Сведения, содержащиеся в данной информационной системе являются открытыми и общедоступными (исключением являются случаи, когда свободный доступ к таким сведениям ограничен в интересах сохранения государственной или служебной тайны). Перечень сведений, которые содержаться в данной системе, определён постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 438. Формирование и ведение реестра организует Рособрнадзора России, а соответствующие сведения в реестр вносят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности.

3) Государственная информационная система государственного надзора в сфере образования. Цель создания - обеспечение единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов. Органы по государственному надзору (контролю) в сфере образования вносят в данную систему информацию, представляемую в форме электронного документа, в т.ч. с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информацию, которая определяется соответствующими правилами, утверждёнными постановлениями Правительства РФ от 20.08.2013 № 719.

4) Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». Цель создания - обеспечить учёт сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Система призвана обеспечить:
– ликвидацию оборота поддельных документов об образовании;
– доступ работодателей к достоверной информацией о квалификации претендентов на должность, требующую наличие соответствующего образования;
– сокращение числа нарушений и коррупции в образовательных организациях;
– повышение качества образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках.

Данные в реестр необходимо вносить согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №729 и требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1508. Реестр находится по адресу http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/

5) Федеральная информационная система «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации». Апостиль необходим тем, кто выезжает за рубеж для продолжения образования или работы в странах, присоединившихся к Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 года. Штамп «Апостиль» ставится на оригиналы документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях и подтверждает, во-первых, подлинность подписи и печати, которой скреплен документ, во-вторых, установление факта выдачи документа лицу, указанному в документе об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях в качестве его обладателя.

Проверить факт выдачи Апостиля в федеральной базе данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях можно по этому адресу: http://apostille.obrnadzor.gov.ru/

6) В настоящее время создаётся информационная система учёта образовательных организаций и их обучающихся. Все обучающиеся по основным образовательным программам и по дополнительным общеобразовательным программам должны быть включены в федеральную межведомственную систему учёта (далее по тексту - ФМСУ).

Общую координацию деятельности по созданию ФМСУ осуществляют Минкомсвязи России и Минобрнауки России.

ФМСУ - это комплекс информационных систем, которые связаны с информационными системами органов государственных власти и государственных внебюджетных фондов и содержат персональные данные несовершеннолетних. Информационное взаимодействие между информационным системами осуществляется посредством инфраструктуры уже действующего электронного правительства.

Цели федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам:
– повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования за счет использования современных информационных технологий;
– повышение качества оказания населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в образовательной сфере;
– переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, содержащих информацию об обучающихся, за счет развития межведомственного информационного обмена.

Задачи федеральной межведомственной системы учёта:
– получение информации о количестве обучающихся, проживающих на различных территориях;
– получение оперативной информации об очередях на зачисление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и о степени их наполнения;
– прогнозирование необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– учет обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– получение актуальной информации о посещаемости обучающимися образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе оперативное выявление обучающихся, не приступивших к обучению или прекративших обучение, в целях профилактики беспризорности;
– формирование полного набора данных об этапах обучения и достижениях обучающихся при их обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая результаты дополнительного образования;
– получение информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся;
– повышение доступности для населения информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и оказываемых ими образовательных услугах через государственные информационные порталы;
– организация возможности подачи заявлений о зачислении обучающихся в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации в электронном виде;
– сокращение количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования;
– повышение эффективности информационного обмена между ведомственными информационными системами путем создания единого межведомственного источника информации об обучающихся.

Учёт обучающихся будет вестись со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в образовательной организации (в т.ч. у индивидуальных предпринимателей, которые не осуществляют образовательную деятельность непосредственно).

В качестве идентификатора будет использоваться СНИЛС ребёнка.

Основные функции ФМСУ:
– учёт контингента обучающихся;
– объединение ведомственных данных об образовательных организациях и обучающихся.

Предполагается два уровня функционирования ФМСУ.

На региональном уровне собираются персональные данные, включающие в себя:
– общие сведения об обучающемся (ФИО, пол, место рождения; дата рождения; номер записи акта о рождении; дата государственной регистрации рождения и наименование органа, который произвел государственную регистрацию рождения; гражданство; серия и номер паспорта (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания); СНИЛС; сведения о родителях или законном представителе обучающегося (ФИО, гражданство, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта, СНИЛС), другая необходимая для решения задач межведомственной системы информация) - перечень ОТКРЫТЫЙ;
– данные об этапах обучения (сведения об образовательной организации, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах);
– данные об образовательный достижениях.

Кроме этого, ФМСУ должна содержать сведения об обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, о возможностях образовательных организаций осуществлять адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательные программы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

На федеральном уровне осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление сводной аналитической и статистической информации на основе данных, хранящихся в региональных сегментах и др. функции, в т.ч. определение несоответствий данных между ведомственными информационными системами.

В целях интеграции данных об обучающихся и образовательных организациях будут задействованы информационные системы органов ЗАГС, ФСС РФ, ПФР, Минобрнауки России, ФМС России, Минздрава России.

Концепция создания федеральной межведомственной системы учёта была одобрена Правительством РФ 25 октября 2014 г. В соответствии с Концепцией в настоящее время реализуется третий этап создания ФМСУ: опытная эксплуатация и ввод в промышленную эксплуатацию. Завершение этапа - 30 декабря 2016 г. До этой даты в каждом субъекте РФ должен быть создан региональный сегмент федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. Однако законодательная база создания ФМСУ отсутствует (в Государственной Думе нет даже проекта соответствующего закона).

P.S. 22 апреля 2016 г. стало известно, что Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о создании единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.

Состояние современного образования, главными характеристиками являются открытость, доступность и индивидуализация, привело к созданию на основе информационных технологий информационно-образовательных систем. А именно таких как:

1) Программа "Директор" дает возможность сформировать в общеобразовательном учреждении автоматизированные рабочие места директора, завуча, секретаря, делопроизводителя, классного руководителя, медицинской сестры, психолога, социального педагога и работать с единым информационным ресурсом .

2) Программа "Электронный классный журнал" (NetShcool) - это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией учреждения. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с обучающимся его текущую успеваемость, позволяет на основе баз данных, созданных в программе "Директор", автоматизировать процесс получения информации .

3)"Сетевой Город. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая объединить в единую сеть образовательные учреждения и органы управлением образованием муниципального образований, создать единое информационно-образовательное пространство муниципального образования, реализовать ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования .

4)"Е-услуги. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая реализовать на уровне региона (муниципального образования) следующие государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования:

приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

зачисление в образовательное учреждение;

предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования .

5)"Сетевой Регион. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая объединить в единую сеть образовательные учреждения и органы управлением образованием муниципального образований и региона, создать единое информационно-образовательное пространство региона, реализовать ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования .

6)"SMS-дневник" - это сервис ежедневного представления родителям учеников учебной информации посредством СМС - сообщений на мобильный телефон. Система позволяет ученикам и родителям оперативно получать информацию обо всех значимых событиях учебного заведения, об оценках и посещаемости ученика .

7)"Электронный дневник" - это новый уникальный проект, позволяющий создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Основное назначение дневника со временем не изменилось, для детей это по-прежнему инструмент для ведения записей о домашних заданиях, расписания занятий, для учителей и родителей - средство общения, передачи информации о посещаемости и успеваемости, а вот эффективность его использования практически полностью сошла на нет.

Таким образом, использование информационных систем в образовательном процессе изменила потребности:

1) для учеников это - экономия времени, мобильность обучения, персонализированное обучение, возможность заявить о себе;

2) для учителей - снижение объема рутинных операций и, как следствие, повышение эффективности труда, возможность создания условий для организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся, профессиональное саморазвитие;

3) для родителей - возможность контролировать "траекторию развития" детей, принимать более широкое участие в жизни образовательного учреждения, общаться с педагогами, специалистами, администрацией;

1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

2. В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования создаются:

1) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система);

2) региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - региональные информационные системы).

3. Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

4. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем (в том числе перечень органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечень сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядок обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срок хранения этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия указанных информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности, вносят в указанную информационную систему сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", являются открытыми и общедоступными, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

6. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному надзору (контролю) в сфере образования, вносят в указанную информационную систему сведения о мероприятиях по государственному надзору (контролю) в сфере образования.

8. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям) устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

10. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, организует формирование и ведение федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации". Указанные органы вправе использовать сведения, содержащиеся в этой федеральной информационной системе.

12. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации", и порядок ее формирования и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для начала рассмотрим таблицу, в которой приведены составляющие электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) и обозначены уровни владения предметом. Знаками «+» и «-» отмечена возможность использования современных ИКТ (табл. 1).

В нижней строке названы перспективные для автоматизации проверки виды контроля - соответствие структуры типу и специфике работы, полнота покрытия темы ключевыми словами, правильность выбора методов, технологий и используемых количественных значений входных данных и результатов, их интерпретация, перспективы дальнейшего исследования.

Компоненты ЭУМК упорядочены по возрастанию интерактивности - как по видам, так и внутривидовому развитию:

видео ® интерактивные демонстрации;

интерактивные обучающие сценарии ® репетиторы;

тесты ® интерактивные сложные задачи;

тренажеры ® виртуальные конструкторы ® интегрированные лабораторные работы.

Упорядочим инструменты создания курса по расширению функций:

конструктор преподавателя для разработки информационных фрагментов, тестов и моделей;

мониторинг и управление образовательной траекторией;

валидатор знаний (автоформализатор моделей);

автогенератор задач и сценариев;

искусственный интеллект.

Цель интеллектуализации информационных систем в образовательных учреждениях - не только поддерживать, но и оптимизировать тот или иной вид деятельности. Например, не только редактировать, но и составлять расписания (для коллективов и отдельных людей), а также отслеживать их; не только вести поиск в архивах, но и делать краткую сводку нужных новостей из Интернета, анализировать данные и обеспечивать поддержку принятия решения (ППР) на основе математических моделей оптимизации; обеспечивать обучающихся не только интерактивными гипермедийными книгами, составляемыми по запросу из памяти вычислительных систем, но и моделями с поиском ошибки в решении задачи учащихся, объяснять и устранять их; предлагать из баз знаний идеи и технологии их воплощения с оформлением необходимой документации для проектов.

Пока что наибольшее продвижение наблюдается лишь в плане создания удобного интерфейса.

Перечислим особенности «педагогики hi-tech»:

развивающее обучение (исследование взаимодействия и свойств элементов - поведение системы на компьютерных моделях учебных объектов, постановка эксперимента и ППР наращиванием компетентности бакалавра до магистра, аспиранта и исследователя, руководителя группового проекта и тому подобное);

поддержка интеллекта преподавателя мультимедийными, интерактивными, сетевыми, интеллектуальными ресурсами, моделями и ИКТ;

измеримость, управляемость и оптимизация педагогических процессов.

Для развивающейся образовательной информационной системы (ОИС) эффективна сборочная технология по аддитивности конструирования: коллекция базовых моделей ® системы предметных моделей ® педагогические фрагменты ® интерактивные курсы ® лингвистическая оболочка ® мониторинг (периодический сбор разнообразных данных в единую базу данных) и управление обучением (с системой ППР).

Этапы развития единой ОИС от школы до вуза с филиалами выглядят следующим образом:

от отдельных систем управления курсами (http://miem.edu.ru), преподавателями и учебными группами в Microsoft Excel к распределенной системе управления учебным процессом в Microsoft Access и специализированным АСУ ВУЗ типа комплекса ООО «ИнтПро» (www.intelpro.ru) или «Naumen University» (www.naumen.ru), с редактором расписания «1С: Образование» (www.1c.ru/rus/partners/cko.jsp), организацией работы коллектива Microsoft Outlook, отслеживанием выполнения решений (www.surgu.ru), бюджетов и управления (www.infosuite.ru), а также расширенной системой отчетов OLAP1-expert (www.rechelgroup.ru);

через репозиторий электронных элементов с видео и структурами текстов Современной гуманитарной академии (www.muh.ru), редактором курсов 1С (www.1c.ru), моделями фирм «Физикон» (www.physicon.ru) и «КиМ» (www.km.ru); разработкой на базе «e-Author» компании «ГиперМетода» (www.hypermethod.ru и www.ibs.com) и конструктором моделей «Стратум» Пермского государственного технического университета (www.stratum.ac.ru) для компетенций выпускников;

к системам управления учебным процессом и образовательными ресурсами LMS Moodle (на Linux бесплатно), «Прометей» (на примере www.mesi-yar.ru), «Competentum.ShareKnowledge» на базе Microsoft Office SharePoint Server 2007 и «Active Directory» (www.competentum.ru), e-learning Server (www.ibs.com) с возможностью совместной работы;

до интегрированной на базе портала системы проектирования и оптимизации учебных расписаний (групп и персональных учебных траекторий на основе «Infosilem»), деловых игр, мониторинга рисков, компетентности (в рамках Болонского процесса) и развития карьеры (на базе русифицированной «BlackBoard») - VerticalPortal (http://verticalportals.ru), Oracle Learning Management в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения (www.pgups.ru) и ООО «ФОРС» (www.fors.ru), полнофункциональной SAP Enterprise Learning Solution (интеграция автоматизации документооборота, управления архивами документов, связями с клиентами, планами с контролем выполнения и цепочками поставок, производства (знаний) и реализации (обучения), поддержки ИС SIS). (Рис. 1)

Известно, что все задачи можно отнести к анализу (исследование как интерпретация накопления данных, диагностика, ППР); синтезу (проектирование, планирование и управление объектами с заданными свойствами) и комбинации анализа и синтеза (обучение, мониторинг и прогнозирование).

Достоинства комбинаций проявляются в интеграции электронного обучения, сотрудничества и системного управления в экономике, основанной на знаниях. В результате мы имеем целый ряд преимуществ:

широкая доступность (в любом месте, объеме, времени), непрерывное накопление и совершенствование знаний и навыков;

модульный принцип построения, структуризация и связывание для оперативного поиска в интегрированном хранилище;

адаптивность (извлечение, отбор, обновление) разноуровневых электронных информационных ресурсов;

документирование, удаленное управление компьютерами и защита для повторного разнообразного использования;

экономическая эффективность (быстрота разработки курсов, гибкое и рациональное сочетание различных форм обучения);

коллективная работа в сети - многоточечная видеоконференцсвязь, мобильный Интернет, Wiki, блоги, форумы, дискуссии, рассылка, экспертиза;

реализация компетентностного подхода и партнерства (взаимодействие в решении проблем);

повышение уровня наблюдаемости, управляемости и оптимизации процессов даже при гибком обучении по индивидуальному заказу.

Для эффективного решения проблем развития ОИС рекомендуем разделить их на группы.

Организация:

создание структурного подразделения и назначение ответственного за электронное обучение;

увольнение саботажников, обучение и финансовая стимуляция оставшихся;

создание единого Банка медиаконтента при сохранении нескольких групп разработчиков на различных платформах;

выбор наиболее активных групп разработчиков как «точек роста» электронного обучения.

Форматы обмена курсами, учебными модулями:

использование систем, поддерживающих международные стандарты SCORM, LOM, RUS LOM и так далее;

Технология:

использование систем, поддерживающих мультиплатформенность (ОС Windows, Linux) и внедрение решений для интеграции разнородных информационных систем (MS BizTalk, IBM WebSphere).

ОИС на базе интерактивного портала реализует целый ряд преимуществ. Интернет дает возможность интегрировать различные информационные, аналитические, прогнозные, учебно-методические, организационные и другие ресурсы, поступающие из различных источников, в инновационные проекты с целью повышения качества результатов и укрепления кадрового потенциала отрасли. Кроме того, посредством портала можно одновременно распространять и контент, и методику ИКТ-работы лучших профессионалов в науке, учебном процессе и управлении. Также кардинально повышается качество образования и НИР предметной сферы не эволюционным (снизу), а революционным путем (сверху), соединяя достижения обучаемых, педагогов, повышающих квалификацию специалистов и управленцев. Наконец, портал позволяет решить целый комплекс вопросов, связанных со здоровьем, образованием, трудоустройством, социализацией, повышением роли и статуса индивидов и самоорганизованных групп, а также формированием системы сетевого управления как организационной демократии, что приведет к изменению организационных основ, принципов и методов управления социальными процессами.

За основу технического задания можно взять разработанную ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» концепцию Федерального интернет-портала «Нанотехнологии и наноматериалы» (http://portalnano.novsu.ru).

Ирина СМОЛЬНИКОВА, доцент кафедры ИСУ факультета госуправления МГУ, Москва