Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) конференции. Тегеранская, ялтинская и потсдамская конференции Тегеранская крымская потсдамская конференции послевоенное устройство европы

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин полагал, что невозможно уничтожить Германию, и нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность ее объединения. Он предлагал не создавать новых нежизнеспособных государственных образований, предоставить самостоятельность Австрии и Венгрии, а проблему Германии решать на путях ее юдемилитаризации и демократизации. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было, вопросбыл передан на изучение в Европейскую консультационную комиссию. В Ялте вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. На Потсдамской конференции была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией, над которой был установлен четырехсторонний контроль оккупирующих держав – СССР, Англии, США и Франции и создан единый орган управления – Союзный контрольный совет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф.Д. Рузвельт; на Подсдамской - Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К. Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин полагал, что невозможно уничтожить Германию, и нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность ее объединения. Он предлагал не создавать новых нежизнеспособных государственных образований, предоставить самостоятельность Австрии и Венгрии, а проблему Германии решать на путях ее юдемилитаризации и демократизации.

Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было, вопрос был передан на изучение в Европейскую консультационную комиссию. В Ялте вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что, если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. На Потсдамской конференции была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией, над которой был установлен четырехсторонний контроль оккупирующих держав - СССР, Англии, США и Франции и создан единый орган управления - Союзный контрольный совет.

Потсдамская конференция 1945 г., также Берлинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И.В. Сталин, американскую - президент Г. Трумэн, английскую - премьер-министр Великобритании У. Черчилль, которого затем сменил К. Эттли. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. 2 мая прекратились боевые действия на южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Монтгомери, командовавшего британскими силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный документ подписали маршал Г.К. Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.

Европа лежала в руинах. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих странах Европы делали послевоенное восстановление многотрудной задачей.

После Второй мировой войны обозначились два глобальных центра силы - США и СССР, последний был вовлечен в мировые дела на основе партнерства относительно недавно. Новой войны никто не хотел. Однако характер отношений в «Большой Тройке» кардинальным образом изменился после смерти в апреле 1945 Рузвельта. В первый же день конференции Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне. послевоенный конференция германия тегеранский

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию. В свою очередь, советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала такого же разрешения для бывших союзников Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызвало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР принятой в Ялте «Декларации об освобожденной Европе». Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в том, что они сформированы на принципах выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий, кроме фашистских. Черчилль вернулся к «процентной» дипломатии и пожаловался, что вместо 50 СССР получил в Югославии 99 процентов.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру - Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А. Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К. Эттли и новый министр иностранных дел Э. Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство - постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за исключением судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был достигнут и ряд других соглашений. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел - решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. 24 июля в разговоре со Сталиным Трумэн походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин ответил, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в аналогичной разработке. К 1945 в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж.

Тегеранская конференция 1943 г., конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля. На конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943, впервые в полном составе собралась «Большая Тройка» - Сталин, Рузвельт и Черчилль.

На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль первоначально держался прежней стратегии изоляции русских. Рузвельт же предложил, чтобы советский представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в эффективности будущей новой международной Организации Объединенных Наций (ООН) и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию на периферию международной политики.

Главное место в работе Тегеранской конференции заняло согласование планов военных действий союзников. Несмотря на решения предшествующих союзных конференций, Черчилль вновь поставил вопрос о том, чтобы отложить высадку англо-американских войск во Франции и вместо нее провести ряд операций на Балканах (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Однако Сталин и Рузвельт воспротивились этому, считая север Франции единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Было договорено, что второй фронт будет открыт на севере Франции в мае 1944. Сталин пообещал, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт.

Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников.

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки.

В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами (СССР, США, Англия, Франция), действующими под эгидой новой международной организации. Для СССР это был колоссальный прорыв; США также впервые, после Вильсона, брали на себя глобальные функции; Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была довольствоваться уже тем, что не выпала из Большой Тройки.

На конференции была принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

В заключение Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии после поражения Германии.

Тегеранская конференция укрепила сотрудничество главных держав антифашистской коалиции и согласовала планы военных действий против Германии.

Ялтинская конференция 1945 г., также Крымская конференция - конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте. Рузвельт намеревался продолжать сотрудничество с СССР. По его мнению, Великобритания была империалистической державой, а ликвидацию колониальной системы Рузвельт считал одним из приоритетов послевоенного урегулирования. США вели дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться их ближайшим союзником и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество позволяло осуществить глобальное регулирование системы международных отношений.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что, если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три - Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например, острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, - рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос - послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная - проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

Американская сторона представила на конференции документ под названием «Декларация об освобожденной Европе», который был принят. В декларации провозглашались демократические принципы. Главы союзных правительств, в частности, брали на себя обязательства согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники должны были создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Однако эта декларация так и не была реализована на практике.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ялтинская и Потсдамская конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, создание мирной системы: обеспечение режима ядерного сдерживания как залога стабильности. Крушение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: причины, итоги.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2011

    Ход II мировой войны в конце 1944 г. Страны-союзницы антигитлеровской коалиции в процессе подготовки раздела сфер влияния в Европе в послевоенные годы. Собрания "большой тройки": Ялтинская и Потсдамская конференции, их последствия по окончании войны.

    доклад , добавлен 19.11.2007

    Подписание в Вашингтоне в 1942 году Декларации Объединенных наций о совместных действиях в войне против Германии. Ленд-лиз как форма межгосударственных отношений. Изучение вопросов Ялтинской, Тегеранской и Потсдамской конференций. Нюрнбергский процесс.

    презентация , добавлен 27.02.2015

    История создания Антигитлеровской коалиции. Оказание помощи странам, противостоящим нацисткой Германии. Значение ленд-лизовских поставок для СССР. Открытие второго фронта. Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

    реферат , добавлен 18.10.2014

    Проблема послевоенного политического устройства и вопрос германского урегулирования. История Берлинского кризиса, Ялтинская и Потсдамская конференции. Раскол Германии и образование Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2010

    Начало складывания антигитлеровской коалиции. Московская конференция и договор о ленд-лизе. Советская дипломатия в борьбе за второй фронт в 1942 году. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Военные действия и взаимоотношение союзников в 1943 г.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2008

    Структура и организация работы Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны. Выполнение Генштабом обязательств по военному управлению, его роль в подготовке Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций. Изучение кадрового состава, руководства.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Общие сведения о Второй мировой войне 1939-1945. Выбор места проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года. Первое заседание в Большом зале Ливадийского дворца. Передел государственных границ, подписание Декларации об освобождённой Европе.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Молодые годы. Начало карьеры. Белый дом. Вторая мировая война. Президент США Ф. Рузвельт подписывает поправки к закону о нейтралитете 4 ноября 1939 г. Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции. Рузвельт во время Крымской конференции.

    реферат , добавлен 11.11.2005

    Международная политика СССР в 1930-х гг. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Предпосылки к сближению с Германией. Пакт о ненападении. Развитие отношений с Германией. Политика европейских государств перед началом Второй мировой войны.

Ялта. В начале 1945 года, когда близость победы над Германией уже не вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете новой политической и военной ситуации окончательно определить основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы стали предметом переговоров на Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.). В течение недели был решен ряд фундаментальных вопросов:

на конференции было принято решение о создании Организации Объединенных Наций для поддержания мира и обеспечения безопасности народов;

было принято решение о восточной границе Польши, столь важной для Советского Союза;

договорились о принципах и формах осуществления безоговорочной капитуляции Германии и оккупации ее территорий; было решено разрушить вертмах, ликвидировать или взять под контроль германскую военную промышленность; судить всех военных преступников; распустить фашистские организации и их учреждения;

было принято решение о взыскании с Германии военных убытков в размере 20 миллиардов долларов.

На этой конференции Сталин добился для Советского Союза желаемых результатов. Не вызвал споров принцип военной оккупации Германии, но при этом СССР отклонил предложение США и Англии по разделу Германии на три-семь государств. Было принято решение рассматривать Германию как единое государство. В обмен на открытие через три месяца после капитуляции Германии СССР военных действий против Японии, к нему присоединялись Курильские острова и южный Сахалин, а также право на аренду Порт-Артура и эксплуатация железнодорожного комплекса в Маньчжурии. Ялтинская конференция приняла "Декларацию об освобожденной Европе", предусматривающую проведение согласованной политики трех держав в освобожденных европейских странах, образование демократических учреждений, создание условий внутреннего мира, оказание помощи освобожденным народам.

Потсдам . Центральное место в работе занял вопрос о Германии. Были подписаны "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период". Верховную власть в Германии должен был осуществлять Контрольный Совет в составе главнокомандующих оккупационными вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Контрольный Совет должен был осуществить полную демилитаризацию Германии, ликвидировать промышленность, которая могла быть использована для военного производства. Предусматривалась ликвидация всей системы нацистского государства, фашистской партии и всех ее организаций, средств нацистской милитаристической пропаганды. Военные преступники подлежали аресту и суду. Конференция рассмотрела ряд территориально-политических вопросов. СССР передавался Кенигсберг, территория Польши значительно расширялась на западе за счет Германии. Были заложены основы для подписания серии мирных договоров, учитывающих геополитические интересы СССР и подтверждавших его границы, сложившиеся в 1939 году.

Решения Потсдама были выполнены лишь частично, так как в конце 1945 г. - начале 1946 г. произошло значительное расхождение бывших союзников. С 1946 года в международных отношениях началась эра холодной войны - появился так называемый "железный занавес", обостренное противостояние между двумя общественно-политическими системами.

Одним из главных результатов Ялтинской и Потсдамской конференций было установление географических границ государств в Восточной Европе. Эти границы были подтверждены в 1975 году Хельсинским соглашением.

Первая Московская конференция - конференция стран антигитлеровской коалиции, проходившая с 29 сентября по 1 октября 1941 года. США представлял Аверелл Гарриман, Великобританию - Уильям Эйткен, СССР - Иосиф Сталин. В ходе переговоров стороны достигли консенсуса: ежемесячные обоюдные поставки за девять месяцев с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 года должны были составить 400 самолётов, 500 танков, 2 тыс. т алюминия, 1250 т толуола, 1 тыс. т танковой брони и ряд других материалов и механизмов военного назначения. 1 октября договорённость была закреплена в трёхстороннем протоколе. СССР взамен обещал поставить союзникам материалы для военной промышленности.

Московская конференция 1943 года - конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившая в Москве с 19 по 30 октября 1943 года . На конференции были рассмотрены следующие вопросы:

Рассмотрение мероприятий по сокращению сроков ведения войны против Германии и её союзников в Европе. В качестве главного мероприятия рассматривались вопросы высадки англо-американских войск в Северной Франции и открытие второго фронта; В связи с Московской конференцией встал вопрос о возможном участии СССР в войне против Японии. Московская конференция министров иностранных дел имела большое значение. Московская конференция подготовила условия для первой встречи глав правительств трёх держав, которая состоялась в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года.

Тегеранская конференция - первая за годы Второй мировой войны конференция «большой тройки» - лидеров трёх стран: Ф. Д. Рузвельта, У. Черчилля и И. В. Сталина, состоявшаяся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года.

Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира:

установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия»),

обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране»)

положено начало решения польского вопроса

о начале СССР войны с Японией после разгрома нацистской Германии.

были намечены контуры послевоенного устройства мира

достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4–11 февраля 1945) - вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании - во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму и стала последней конференцией лидеров антигитлеровской коалиции «большой тройки» в доядерную эпоху



Передел границ

В этом вопросе Рузвельт, Черчилль и Сталин, пойдя на взаимные уступки, пришли к соглашению практически по всем пунктам. В результате конфигурация политической карты мира претерпела существенные территориальные изменения

Польша

Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией.

Германия

Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны (март 1945 г.).

23 мая 1949 года была введена в действие Конституция Федеративной Республики Германии. В ответ 7 октября 1949 на территории советской оккупационной зоны была образована Германская Демократическая Республика.

Дальний Восток

Соглашение о вступлении СССР в войну против Японии

Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на вступление в войну с Японией через 2–3 месяца после окончания войны в Европе СССР получал Курильские острова и Южный Сахалин, потерянный ещё в русско-японской войне; за Монголией признавался статус независимого государства.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.



Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля

По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 - Калининградская) область РСФСР.

Были назначены репарационные платежи.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Воюющие с Японией США, Великобритания и Китай также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. 8 августа к декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.

По предварительному соглашению Корея оказалась разделена на советскую и американскую зоны оккупации, хотя официально на заседаниях корейский вопрос не поднимался.

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

Введение……………………………………………………………………….3


  1. Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта……….4

  2. Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав…………………11

  3. Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния……17
Заключение………………………………………………………………….....21

Список использованной литературы………………………………………...22
Введение

Невозможно представить, как принимались бы решения по важнейшим стратегическим военным и политическим вопросам второй мировой войны без личных встреч руководителей антигитлеровской коалиции. На конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме принимались решения, которые кардинально меняли ситуацию на фронтах войны и закладывали принципы международного послевоенного устройства мира.

Цель работы – изучить ход и основные решения конференций «большой тройки » антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.). Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: 1. Проследить за ходом подготовки, проведения пленарных заседаний и итогами работы первой встречи лидеров коалиции в Тегеране. 2. Охарактеризовать течение и решения Ялтинской конференции, ставшей гарантом мира (или по крайней мере неоткрытого военного конфликта) в послевоенной Европе. 3. Рассмотреть, в какой атмосфере проходила последняя из конференций – Потсдамская, показать её важнейшие для всего мира решения и выявить начало нового противостояния, теперь уже между бывшими военными союзниками (США и Великобритании против СССР).

При написании работы большую помощь оказали такие источники, как: сборники документов «Тегеран – Ялта – Потсдам» и многотомное издание «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Также использовались материалы многотомного издания «История второй мировой войны: 1939-1945 в 12 т.» под редакцией Устинова, двухтомника «История внешней политики СССР, 1917-1985» под редакцией Громыко, Пономарева и исследование профессора МГИМО , доктора исторических наук Волкова Ф.Д. «За кулисами второй мировой войны».

^ Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта

В конце октября в Москве впервые за годы второй мировой войны состоялась встреча министров иностранных дел СССР, США и Англии. На конференции помимо 12 пленарных заседаний имели место личные встречи министров иностранных дел. Главное внимание было уделено вопросу военного сотрудничества трех держав, тому, какие меры должны быть приняты для сокращения сроков войны против Германии и ее сателлитов в Европе. Советская делегация четко поставила вопрос: будут ли в 1944 г. выполнены данные в начале июня 1943 г. повторные обещания Черчилля и Рузвельта относительно вторжения англо-американских сил в Северную Францию и начала операции «Оверлорд» по открытию второго фронта. Министры иностранных дел США и Англии подтвердили решение Квебекской конференции об открытии второго фронта в 1944 г. Важным решением конференции явилась декларация о всеобщей безопасности после войны, позднее составившая некоторую основу устава Организации Объединенных Наций .

Московская конференция способствовала созыву Тегеранской конференции – первой встрече руководителей трех держав антигитлеровской коалиции: главы Советского правительства И. В. Сталина, президента Соединенных Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

Историческое значение конференции трудно переоценить - это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. В целях безопасности в иранской столице президент США остановился не в собственном посольстве, а в советском, которое находилось напротив британского. Между посольствами создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне. Созданный таким образом дипломатический комплекс окружили тремя кольцами пехоты и танков. На три дня конференции город был полностью блокирован войсками и спецслужбами. В Тегеране приостановили деятельность всех СМИ , отключили телефон, телеграф и радиосвязь. Даже семьи советских дипломатов были временно «эвакуированы» из зоны предстоящих переговоров.

В центре внимания Тегеранской конференции находились проблемы дальнейшего ведения войны, в особенности вопрос об открытии второго фронта. Делегация СССР шла на переговоры с твердым на-мерением окончательно договориться о дате высадки американо-англий-ских войск в Западной Европе. Позиции же делегаций США и Англии по этому вопросу были весьма противоречивы, что и определило остроту развернувшейся полемики .

28 ноября перед открытием конференции И. В. Сталин встретился с Ф. Рузвельтом в советском посольстве. На встрече Рузвельт заявляет, что он хотел бы отвлечь с советско-германского фронта 30–40 германских дивизий. Сталин отвечает, что если это возможно сделать, то было бы хорошо .

В воскресенье 28 ноября 1943 г. в 4 часа дня открылось первое пленарное заседание Тегеранской конференции, продолжавшееся три с половиной часа. В состав советской делегации входили председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. В. Сталин, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов и маршал К. Е. Ворошилов. Делегацию США возглавлял президент Ф. Д. Рузвельт. В ее составе были специальный помощник президента Г. Гопкинс, посол в СССР А. Гарриман, начальник штаба армии США генерал Д. Маршалл, главнокомандующий военно-морскими силами США адмирал Э. Кинг, начальник: штаба военно-воздушных сил США генерал Г. Арнольд, начальник штаба президента адмирал У. Леги. Делегацию Англии возглавил премьер-министр У. Черчилль. В нее входили министр иностранных дел А. Иден, начальник имперского генерального штаба генерал А. Брук, посол в СССР А. Керр, первый морской лорд Э. Кеннингхэм, фельдмаршал Д. Дилл, главный маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба министра обороны X. Исмей .

На первом пленарном заседании президент США информировал совет-скую делегацию о решении Квебекской конференции предпринять экспе-дицию через Ла-Манш около 1 мая 1944 г. Однако он сразу же оговорился, что если Англия и США начнут проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то ее, возможно, придется отложить на два-три меся-ца.

Представители США и Англии запрашивали мнение советской стороны, каким образом лучше всего использовать их вооруженные силы, находившиеся в бассейне Средиземного моря. Сталин ответил, что наилучший результат дал бы удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции, так как «наиболее слабым местом Германии является Франция». Итальянский театр, по его мнению, для наступления непосредственно на Германию не годится, ибо путь к ней закрывают Альпы . Черчилль, избрав для ведения дискуссии свой испытанный метод, прямо не высказался против высадки на территорию Франции. Свое крас- норечие он обратил на то, чтобы поставить открытие второго фронта в за- висимость от развития операций на Средиземноморском театре. Доказы- вая, что срок вторжения еще далек, а союзные войска не вправе бездей- ствовать, английский премьер предложил заняться выполнением двух задач, имевших, на его взгляд, первостепенное значение: развернуть на- ступление в Италии, взять Рим и продвинуться до линии Пиза – Римини; вовлечь Турцию в войну. По его мнению, такие действия союзников ока- жут значительное влияние на румын, которые уже тогда искали путей для выхода из войны, а также на Венгрию и другие страны. Политическая подоплека английской стратегии была очевидна. Бри-танский премьер, как и Рузвельт, стремился не допустить глубокого прод-вижения Советской Армии на запад. Но он надеялся достигнуть этого путем развития операций в Италии и на Балканах. В этом случае, по его замыслам, англо-американские войска могли бы опередить Советскую Армию и первыми выйти в Юго-Восточную и Центральную Европу.

Итало -балканские планы Черчилля явно не соответствовали реше-ниям Московской конференции министров иностранных дел, провозгла-сившей первейшей целью СССР, США и Англии ускорить конец войны. Создание фронта на Балканах, вдали от важнейших экономических и стра-тегических центров рейха, привело бы к дальнейшему затягиванию ее и увеличению жертв. Поэтому Сталин предлагал основной операцией 1944 г. считать «Оверлорд», а вспомогательной - высадку в Южной Франции. Операция в районе Рима расценивалась им как отвлекающая. Относитель- но же Турции советские представители считали, что она не вступит в вой- ну, какое бы давление на нее ни оказывали .

На втором пленарном заседании, 29 ноября, выяснилось, что союзники не имеют согласованного решения о назначении командующего операцией «Оверлорд». Предварительное совещание военных представителей не привело к каким- либо положительным результатам. Черчилль вновь попытался доказать участникам конференции «пре-имущества» своего «балканского варианта». Рузвельт, в целом склоняясь к проведению операции «Оверлорд», стал колебаться в отношении ее сро-ка. Открытие второго фронта в Европе вновь оказалось под угрозой срыва. В таких условиях советская делегация заняла твердую линию. Когда Рузвельт, уступая давлению Черчилля, согласился на передачу всех военных вопросов на рассмотрение комиссии, Сталин отверг это предложение: «Не нужно никакой военной комиссии. Мы можем решить все вопросы здесь, на совещании. Мы должны решить вопрос о дате, о главнокомандующем и вопрос о необходимости вспомогательной операции в Южной Франции. Мы, русские, ограничены сроком пребывания в Тегеране. Мы могли бы пробыть здесь в течение 1 декабря, но 2-го мы должны уехать. Президент помнит о том, что мы с ним условились о 3–4 днях» [Цит. по 8, с. 74]. Позиция советской делегации возымела действие. Черчилль поспешил внести предложение о том, что они с Рузвельтом согласуют точки зрения и доложат свою позицию советской делегации.

Утром 30 ноября на заседании Объединенного комитета начальников штабов США и Англии после продолжительного обсуждения наконец бы-ло принято решение о том, что западные союзники в мае начнут операцию «Оверлорд» и вспомогательную операцию в Южной Франции («Энвил») по возможности в широких масштабах, насколько позволят десантные суда и средства, которыми они будут располагать к тому времени. Было также решено продолжать наступление в Италии с целью выхода на линию Пиза – Римини .

На третьем заседании конференции в присутствии Сталина, Рузвельта и Черчилля генерал Брук информировал советскую де-легацию о решении союзников провести в мае 1944 г. операции «Оверлорд» и «Энвил». Сталин со своей стороны зая- вил, что с целью «не дать немцам возможности маневрировать своими ре- зервами и перебрасывать сколько-нибудь значительные силы с Восточного фронта на Запад, русские обязуются к маю организовать большое наступ-ление против немцев в нескольких местах, с тем чтобы приковать немецкие дивизии на Восточном фронте и не дать возможности немцам создать какие-либо затруднения для «Оверлорда» Такое заявление было вос-принято союзниками с большим удовлетворением .

1 декабря И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль парафировали военные решения Тегеранской конференции. Конференция: 1. Согласилась, что партизаны в Югославии должны поддерживаться снабжением и снаряжением в возможно большем размере, а также операциями "коммандос"; 2. Согласилась, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года; 3. Приняла к сведению заявление маршала Сталина о том, что, если Турция окажется в войне с Германией и если в результате этого Болгария объявит войну Турции или нападет на нее, Советский Союз немедленно окажется в состоянии войны с Болгарией. Конференция далее приняла к сведению то, что об этом факте может быть сообщено во время предстоящих переговоры о вовлечении Турции в войну; 4. Приняла к сведению, что операция "Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт; 5. Согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций .

В Тегеране впервые в истории межсоюзнических отношений в период Отечественной войны были согласованы совместные действия и операции армий СССР, Англии и США. Численность армии вторжения во Францию должна была составить 35 дивизий, из них 16 британских и 19 американских. За этими силами последовали бы главные - около 1 млн. человек, поддержанные мощным военно-морским флотом и авиацией .

Важное значение для укрепления единства антигитлеровской коали- ции и скорейшего завершения войны имело заявление Сталина о вступлении в войну с Японией после капитуляции Гер- мании. Оно явилось ответом СССР на неоднократные просьбы США и Англии об его участии в войне на Дальнем Востоке. На пленарном засе- дании 28 ноября после краткого обзора военных действий на Тихом океа- не, сделанного президентом США, Сталин зая- вил, что СССР пока не может присоединиться к борьбе против Японии, по-скольку все его силы заняты на Западе .

На последнем, четвёртом заседании конференции в Тегеране представители СССР, США и Англии обменялись мнениями о бу-дущей международной организации безопасности, устройстве Германии после ее поражения, решении польскогои других вопросов. Вновь встал вопрос о расчленении Германии. Английский премьер-министр выдвинул свой план раздела Германии. Он предложил, во-первых, изолировать Пруссию и держать ее в жестких условиях и, во-вторых, отделить от остальной Германии ее южные про-винции - Баварию, Баден, Вюртемберг, Палатинат от Саара вплоть до Саксонии и включить их в дунайскую федерацию. Предложение Черчил-ля не представляло чего-то нового. Уже более года он выступал с много-численными проектами образования в Европе сначала федераций и конфе-дераций - скандинавской, дунайской, балканской и других, затем евро-пейского совета из 10 государств и, наконец, Соединенных Штатов Евро-пы.Пути решения германской проблемы Советское правительство виде-ло не в расчленении Германии, а в ее демилитаризации и демократизации с непременной ликвидацией гитлеровского государства и наказанием его руководителей, а также уничтожением фашистского «нового порядка» в Европе. По мнению правительства СССР, для предотвращения опасности возрождения германского милитаризма великие державы, ответственные за сохранение мира, должны были создать сильный международный ор-ган, который помешал бы Германии развязать новую войну .

Обсуждался также и польский вопрос. И. В. Сталин так высказался по этому вопросу: «Я должен сказать, что Россия не меньше других, а больше других держав заинтересована в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является соседом России. Мы – за восстановление, за усиление Польши» и насчёт установления границ «между нами и Польшей должна существовать граница 1939 года, установленная советской Конституцией» [Цит. по 8, с.92]. На том же заседании английский премьер-министр огласил следующее предложение по польскому вопросу: «...очаг польского государства и на-рода должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер...». Конференция согласилась с этой формулой. Был согласован также вопрос о передаче Советскому Союзу Кёнигсберга с прилегающей к нему территорией.

На конференции была принята декларация об Иране. В ней подтверждалось желание трех стран сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную целостность Ирана. Также на конференции рассматривались некоторые проблемы послевоенного сотрудничества и обеспечения прочного мира. Американская сторона изложила свою точку зрения относительно создания в будущем междуна-родной организации безопасности. Согласно схеме президента, изложен-ной в Тегеране, всемирная организация безопасности должна быть ос-нована на принципах Объединенных наций и иметь три органа: Ассам-блею из представителей всех членов Объединенных наций, не имеющую «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций», и собирающуюся «не в одном определенном месте, а в разных местах»; Исполнительный ко-митет в составе СССР, США, Великобритании, Китая, двух европейских стран, одной латиноамериканской, одной страны Среднего Востока, одной азиатской (кроме Китая) и одного британского доминиона, занимающийся всеми невоенными проблемами: экономическими, продовольственными, здравоохранения и т. п.; Полицейский комитет из четырех стран, который следил бы за сохранением мира и за тем, чтобы не допустить новой агрессии Германии и Японии .

Поздним вечером 1 декабря, после заключительного пленарного заседания, спешно была согласована декларация конференции. Она гласила: «Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время... Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу. Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир... Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели» . Таким образом, хотя тегеранские переговоры и не привели к принятию какого-либо специального решения о создании международной организации, они сви-детельствовали о стремлении трех великих держав к послевоенному сотрудничеству.
^ Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав

Начало 1945 г. Созыв новой конференции руководителей трех союзных держав, "большой тройки" стал необходимым. Это обусловливалось политической и военной ситуацией того периода. Конференция должна была обсудить военные вопросы, связанные с окончательным разгромом фашистской Германии и милитаристской Японии. Приближение неизбежного и скорого военного разгрома Германии требовало решения вопросов, связанных с ее безоговорочной капитуляцией. Требовали безотлагательного решения и проблемы будущего устройства Германии. Сталин готов был встретиться с Рузвельтом и Черчиллем в конце января – начале февраля на черноморском побережье .

4 февраля 1945 г. в 17 часов в Большом зале Ливадийского дворца открылось первое пленарное заседание Крымской (Ялтинской) конференции. Началась вторая встреча руководителей трех великих держав. В состав делегации США входили помимо возглавлявшего ее Ф. Д. Рузвельта Э. Стеттиниус, государственный секретарь, Г. Гопкинс, специальный помощник президента, адмирал В. Леги, начальник штаба президента, генерал Дж. Маршалл, начальник штаба американской армии, адмирал Э. Кинг, главком военно-морских сил, А. Гарриман, посол США в Москве. Английскую делегацию возглавил 70-летний премьер У. Черчилль. В составе делегации были: А. Иден, министр иностранных дел, А. Кадоган, постоянный заместитель министра иностранных дел, фельдмаршал А. Брук, начальник имперского генерального штаба, генерал X. Исмей, начальник штаба министра обороны, маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба воздушных сил, адмирал флота Э. Кеннингхэм, первый лорд адмиралтейства. В состав советской делегации входили И. В. Сталин, Председатель СНК, В. М. Молотов, народный комиссар иностранных дел, его заместители, Н. Г. Кузнецов, народный комиссар военно-морского флота, А. И. Антонов, заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии, А. А. Громыко, советский посол в США, Ф. Т. Гусев, советский посол в Англии, и т. д. .

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Конференция, а ее работа проходила с утра до поздней ночи, началась с обзора положения на фронтах, в частности на советско-германском фронте. Доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал Антонов. Он говорил об успехах известного январского наступления на фронте от Нёмана до Карпат. Главный удар наносили армии маршалов Рокоссовского, Жукова и Конева. Генерал Маршалл сделал подробное сообщение о положении дел на Западном фронте. Сталин подчеркнул необходимость более тесной координации операций союзных войск, недопущение разнобоя. В дальнейшем обсуждение военных вопросов было перенесено на регулярно собиравшиеся совещания представителей штабов СССР, Англии и США. Эти совещания привели к более тесной координации военных усилий трех союзных держав, чем это было раньше .

Второе пленарное заседание конференции состоялось 5 февраля. Оно и все последующие пленарные заседания конференции (всего их было 8) были посвящены обсуждению политических вопросов. Здесь уже не было того единодушия, которое обнаружилось при рассмотрении военных вопросов. Главы трёх делегаций договори-лись о порядке пр инудительного осуществления условий безого-ворочной капитуляции гитлеровской Германии. Они наметили начала согласованной политики в отношении Германии, в основу которых были положены принципы её демократизации и демили-таризации. Было подтверждено, что в соответствии с согласован-ным в Европейской консультативной комиссии планом Герма-ния будет оккупирована войсками победителей и над нею будет установлен контроль трёх союзных держав. Целью оккупации и союзнического контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Герма-ния никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». Союз-ные державы заявили о своей готовности разоружить и распус-тить все германские вооруженные силы; ликвидировать генераль-ный штаб, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю гер-манскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех военных преступ-ников справедливому и быстрому наказанию; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреж-дений, культурной и экономической жизни немецкого народа, а также принять совместно и другие меры, которые могли бы оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всех народов. Участники конференции торжественно заявляли, что в их цели не входит уничтожение германского народа .

Главы правительств трёх держав подтвердили в решениях Крымской конференции выработанные в Европейской консульта- тивной комиссии документы«О зонах оккупации Германии » и об управлении «Большим Берлином» и «О контрольном меха-низме в Германии». По соглашению «О контрольном механизме в Германии » вер-ховная власть в стране в период оккупации должна осуществ- ляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Англии, каждым в своей оккупационной зоне по директивам своих правительств. По во просам, затрагивающим Германию в целом, главнокомандующие обязаны будут действовать совмест но как члены Союзного контрольного совета по Германии . На конференции было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и её размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с Французским Временным Правительством. Было также решено, что Французское Временное Правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии .

Следующим вопросом, рассмотренным на конференции в свя-зи с обсуждением германской проблемы, явился вопрос о репарациях с Гер мании. Советское правительство требовало, чтобы Германия хотя бы частично возместила тот огромный материальный ущерб, который она нанесла стране. Конференция в этом вопросе признала следующее: 1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям. 2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах: а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии; б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена; в) использование германского труда. 3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная Комиссия по Репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании. 4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: «Московская Комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 2-й должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу .

Конференция приняла «Декларацию обосвобожденной Европе», определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия « договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих Трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем» . Однако идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

Напряженная дипломатическая борьба развернулась между делегациями СССР, с одной стороны, Англии и США - с другой, по вопросу об Организации Объединенных Наций. Основы ООН были заложены в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе. Однако там не был решен вопрос о применении принципа единогласия великих держав в Совете Безопасности, подчеркивавшего особую ответственность ведущих держав за поддержание мира и безопасности. По предложению Рузвельта была принята формула: при решении вопросов, касающихся поддержания мира, постановления Совета Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса семи членов Совета (из 11), включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (СССР, Англии, США, Франции и Китая). Главы правительств трёх держав условились созвать 25 апреля 1945 г. конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско, чтобы подготовить и принять устав ООН .

Большое внимание Крымская конференция уделила рассмот-рению польского вопроса. Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового Временного правительства Национального единства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим. Что касается будущих границ Польши на востоке и западе, то здесь провозглашалось следующее: «Главы трех Правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех Правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового Польского Правительства Национального Единства и что, вслед за тем, окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции». .

Конференция рассмотрела вопрос о Югославии, рекомендовав Тито и Шубашичу образовать Временное Объединенное Правительство. Крымская конференция приняла в отношении Югославии компромисс, до некоторой степени сходный с тем, который был достигнут в отношении Польши. Ликвидация эмиг-рантского правительства и устранение короля обеспечивались ценой включения в состав народного прави-тельства, фактически управлявшего страной, некоторого числа буржуазных деятелей .

На конференции были определены и сроки вступления Советского Союза в войну против милитаристской Японии. В результате конструктивного обсуждения проблемы главы великих держав выработали соглашение по вопросам Дальнего Востока. Оно не обсуждалось на пленарных заседаниях конференции, а было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и гласило следующее: Руководители Трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: 1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики); 2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: a) возвращения Советскому Союзу южной части о.Сахалина и вcех прилегающих к ней островов; b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет; 3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов. Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией .

11 февраля состоялось восьмое, заключительное заседание Крымской конференции. Было выработано коммюнике о конференции руководителей трех союзных держав - СССР, Великобритании и США. Главы правительств согласились передать текст коммюнике по радио 12 февраля 1945 г. в 23 часа 30 минут по московскому времени одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне .

Крымская конференция, несмотря на трудности и разногласия, стала апогеем, вершиной дружественного сотрудничества СССР, Англии и Соединенных Штатов в борьбе с общим врагом и потому была на Западе названа "конференцией века". Она вновь продемонстрировала возможность успешного сотрудничества государств двух различных общественных систем.
^ Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния

Потсдамская конференция состоялась в антигитлеровской коалиции . По составу участников Потсдамская конференция лишь частично отличалась от Крымской. В состав делегации СССР входили И. В. Сталин, В. М. Молотов, А. А. Громыко, Ф. Т. Гусев, С. И. Кавтарадзе, К. В. Новиков, С. К. Царапкин, А. А. Лаврищев, от военных - Г. К. Жуков, А. И. Антонов, Н. Г. Кузнецов и др. Делегацию Англии возглавлял до 25 июля Уинстон Черчилль в сопровождении Антони Идена. После поражения консерваторов на парламентских выборах, с 28 июля, ее возглавил новый премьер лейбористского правительства Клемент Эттли. Его сопровождал министр иностранных дел Эрнест Бевин. Американскую делегацию возглавил новый президент США Гарри Трумэн. Его сопровождал государственный секретарь Джеймс Бирнс.

Решения Потсдамской конференции, ее постановления во многом развивали и закрепляли итоги работы Крымской конференции. Что касается центрального вопроса Потсдамской конференции - германского, то его решение являлось завершающим этапом многочисленных переговоров в ходе войны между правительствами СССР, Англии и США в Европейской консультативной комиссии. С первых же шагов работы конференции обнаружились большие трудности и разногласия в подходе к решению важнейших политических проблем. Серьезные разногласия, возникли при решении германского вопроса: определении будущего Германии, новых германских границ на востоке, по репарационной и многим другим проблемам .

Политические и экономические принципы при обращении с Германией в начальный контрольный период предусматривали широкую программу демократизации, демилитаризации, денацификации и декартелизации страны, уничтожение ее военного потенциала. В соответствии с целями оккупации должно быть произведено: 1. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней: а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и Гестапо со всеми их организациямибудут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма; б) все вооружение, амуниция и орудия войны должны находиться в распоряжении Союзников или должны быть уничтожены. 2. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации. Кроме того, военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Также декламировалось, что управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры . Союзники решили также ликвидировать германские монополии, картели, синдикаты, тресты, являвшиеся носителями милитаризма и реваншизма. Именно пушечные короли и другие монополисты Германии вдохновляли Гитлера на разбойничьи походы, финансировали фашизм.

Острые дискуссии развернулись в Потсдаме по вопросу о репарациях с Германии. Было законно, чтобы Германия возместила хотя бы малую часть ущерба, нанесенного СССР и другим странам. СССР требовал уплаты минимальной цифры в 20 млрд. долл. Однако из-за неуступчивой позиции в первую очередь английской делегации и нового министра иностранных дел лейбористского правительства Бевина, поддержанного делегацией США, сумма репараций так и не была определена в Потсдаме. Не было принято и советское предложение об установлении совместного четырехстороннего контроля над кузницей оружия - Руром.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. Черчилль весьма болезненно воспринял даже сам факт постановки этой проблемы, не допуская и мысли о разделе флота между союзниками на том основании, что Англия понесла самые большие потери флота от немецких подводных лодок. Были приняты следующие принципы распределения германского военно-морского флота: 1. Весь германский надводный военно-морской флот, исключая потопленные корабли и те, которые были взяты у союзных государств, но включая корабли, находящиеся в постройке и в ремонте, будет разделен поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. 2. Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами для экспериментальных и технических целей. Были приняты следующие принципы распределения германского торгового флота: 1. Германский торговый флот, сдавшийся трем Державам, независимо от его местонахождения, будет поровну разделен между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Реальная передача судов соответствующим странам будет иметь место, как только это практически станет возможным после окончания войны против Японии .

Острая борьба развернулась по польскому вопросу, обсуждавшемуся на нескольких заседаниях. Советский Союз добился в Потсдаме решения по вопросу о западных границах Польши: «Главы трех Правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской Конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, – должны находиться под управлением Польского государства и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии» .

Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающих к нему районов Восточной Пруссии.

В развитие принятых в Крыму постановлений конференция решила образовать Совет министров иностранных дел в составе СССР, США, Англии, Китая и Франции. На Совет была возложена подготовительная работа по составлению проектов мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет также должен был подготовить мирное урегулирование для Германии. Конференция создавала условия для установления длительного мира в Европе после победоносного завершения войны. В Потсдаме было принято решение распустить Европейскую консультативную комиссию, успешно справившуюся со своими задачами. Дальнейшая работа по координации политики союзников в отношении контроля над Германией и Австрией возлагалась на Контрольный совет в Берлине и Союзническую комиссию в Вене .

Было установлено четырехстороннее управление Берлином межсоюзнической комендатурой. Берлин был намечен как местопребывание верховного органа власти в Германии - Контрольного совета, который должен был осуществлять согласованную политику в период оккупации страны.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии . Союзники также подписали Потсдамскую декларацию , потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. Рассмотрев ряд других важных вопросов, поздно ночью 2 августа 1945 г. Потсдамская конференция закончила работу. Она явилась важным этапом в истории международных отношений. Несмотря на серьезные разногласия по ряду вопросов, конференция показала возможность позитивного решения сложнейших международных проблем.

Заключение

Образование союза под названием Антигитлеровская коалиция, послужило началом совместных действий Англии, СССР и США. Этот союз многим напоминал ранее образованную «Антанту», но имел более существенное значение в истории международных отношений. Именно благодаря Тегеранской, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференциям были достигнуты соглашения способствовавшие победе над фашизмом.

Важнейшим результатом Тегеранской конференции явились координация военных усилий СССР, США и Англии против фа-шистской Германии, принятие решения об открытии второго фронта в За-падной Eврoпe и отклонение «балканской стратегии» британского империа-лизма. Военные решения, принятые в Тегеране, значительно упрочили антигитлеровскую коалицию. Крымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании также имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем. Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.

Потсдамская же конференция стала первой конференцией Высшего уровня, на которой, фактически, состоялся дебют ядерных вооружений в качестве политического фактора международных отношений. Началась эра ядерной дипломатии и об этом не следует забывать, потому что она продолжатся и сегодня, но уже с применением новых, более изощренных технологий.

Список использованной литературы


  1. Волков, Ф.Д. За кулисами второй мировой войны / Ф.Д. Волков. Режим доступа: .

  2. История внешней политики СССР, 1917-1985: в 2 т. / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. – М.: Наука, 1986 – .Т.1: 1917-1945 гг. – 1986 г. – С. 466-485.

  3. История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.: Воениздат, 1973 – .Т.8: Крушение оборонительной стратегии фашистского блока. – 1977. – С. 30-42.

  4. История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.: Воениздат, 1973 – .Т.11: Поражение милитаристской Японии. – 1980. – С. 30-34.

  5. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 79-157.

  6. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1979. – С. 48-300.

  7. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том VI. Берлинская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 39-447.

  8. Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд. – М.: Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.