Обратная связь – это фундамент, на котором стоит вся наша работа. Независимые "башенные" операторы пойдут в регионы Кардинальная смена мышления

Международный тренд по передаче башенных объектов специализированным инфраструктурным операторам подхватили российские сотовые компании. Подобные планы анонсировали «МегаФон» и «ВымпелКом», причем последний уже начал переговоры о продаже своих башен сторонним игрокам. Одним из вероятных инвесторов является петербургская компания «Линк Девелопмент» – один из крупнейших инфраструктурных операторов в СЗФО, чья сеть насчитывает 300 сооружений. В интервью «Эксперту Северо-Запад» генеральный директор компании «Линк Девелопмент» Алексей Кузнецов рассказал о том, почему башенная инфраструктура становится непрофильным активом для мобильных компаний, и поделился собственным опытом работы на этом специфическом рынке.

Мобильные операторы говорят о продаже башенной инфраструктуры несколько лет. Почему они пошли на это только сейчас, если им это выгодно?

– Когда в 2008 году, создав компанию, мы начинали предлагать свои услуги операторам, у них это вызывало скорее негатив. Они говорили: «Зачем нам у кого-то арендовать инфраструктуру, если мы можем построить собственную?» Естественно, когда рынок рос, операторы могли позволить себе строить башни связи самостоятельно, не задумываясь об отдаче инвестиций. Сейчас же наступило время оптимизации затрат и активов операторов. Например, расчеты наших специалистов показывают, что при аренде антенно-мачтового сооружения (АМС) на горизонте десяти лет (при условной ежегодной инфляции в 7% и средневзвешенной стоимости капитала WACC – 20%) оператор получает экономию более чем в 2,6 млн рублей, что составляет 50% от стоимости владения АМС.

– То есть самостоятельно, без посредника, операторы не могут справиться с оптимизацией издержек?

– Их ключевой бизнес связан с радиопередачей, голосом, то есть тем, что за них никто другой не может сделать. А когда компании занимаются еще всякими побочными функциями, то жизнь показывает, что всегда получаются побочные результаты. Когда оператор строит для себя, он берет на себя 100% затрат и предпочитает использовать инфраструктуру самостоятельно. У нас показатель загрузки составляет 2,5 оператора на башню, то есть затраты разделены на 2,5 операторов. У сотовых операторов на башнях в среднем размещается 1,2 оператора.

Чтобы достичь такого высокого показателя загрузки, необходимо ставить эффективность эксплуатации башен во главу угла, в том числе уметь координировать работу операторов на одном объекте. Например, у нас внедрена система контроля удаленного доступа и мониторинга, которая позволяет управлять правами доступа к объектам, а также контролировать пропадание электропитания и температурный режим. Уникальная особенность системы заключается в том, что она реализована с помощью облачных технологий, то есть, по сути, мы объединили три сотни наших объектов в единую локальную сеть, и все объекты мониторятся и управляются с центрального сервера как обычные сетевые устройства. Это действительно важная технологическая особенность, так как система легко может масштабироваться до тысяч и десятков тысяч объектов.

В мире уже больше 2/3 башен принадлежит независимым инфраструктурным операторам. Мультипликатор стоимости у них в два-три раза выше, чем у сотовых операторов. Это связано с более низким уровнем риска в башенных компаниях, у которых в доходах долгосрочные договоры с очень надежными клиентами, а в активах металлоконструкция со сроком службы не менее 30 лет и земля в долгосрочной аренде или в собственности, то есть произойти ничего не может. Это даже надежнее недвижимости, потому что арендатор офиса может переехать в бизнес-центр в другом месте, а сотовые операторы технологически привязаны к конкретному месту.

– Есть ли у операторов еще потребность в инфраструктуре или они уже построили все, что хотели?

– Такая потребность у них, безусловно, есть. Во-первых, ведется новое строительство городов, появляются новые коттеджные поселки и жилые массивы, где нет покрытия. Во-вторых, рост трафика, основанный на возможностях сетей 4G и в перспективе 5G, создает спрос на уплотнение сети. Глобально инфраструктурные операторы ожидают роста в количественном выражении еще в два-три раза. Однако качественно это будет иной рост. Эпоха больших башен высотой 50 м и более закончилась. Новые потребности рынка будут связаны с компактными решениями, обслуживающими хот-споты, такими, как умные столбы, БТС-отели и прочие решения из серии микросот. Так что спрос на наши услуги, мы видим, в ближайшие годы точно сохранится.

– Сохранились ли у компании планы выхода на московский рынок?

– Да, мы по-прежнему рассчитываем построить в Москве и Московской области 500 башен в течение пяти лет. В Москве мы сейчас проводим тендер по выбору подрядчика, который будет строить умные столбы, а в Московской области занимаемся получением прав на землю. Думаю, что в 2016 году начнем строительство.

– Что, на ваш взгляд, станет с рынком после продажи башен одним из сотовых операторов?

– Думаю, тот уровень активности, который уже возник, закончится серьезными изменениями на рынке. Во-первых, после сделки появится ориентир рыночной цены. Будет понятно, что все, что ниже этой планки, выгодно, все что выше – дорого.

Во-вторых, на отрасли появление большой компании все равно скажется положительно. Пример Индии и Китая, где все операторы консолидировали свою инфраструктуру, показывает, что, несмотря на таких монстров, на рынке есть и другие большие игроки, занимающие существенную долю рынка.

Санкт-Петербург

1 июня. /ТАСС/. Глава «Ростелекома» Михаил Осеевский считает, что на фоне предстоящего развития технологии 5G и необходимости создания соответствующей инфраструктуры связи всем операторам следует объединить усилия и создать единого инфраструктурного оператора. Об этом он заявил в ходе организованного «Коммерсантом» круглого стола "Россия на связи: цифровая экономика страны на ландшафте 5G" в рамках ПМЭФ-2017.

"Нам важно прийти к тому, что такую инфраструктуру надо создавать вместе. Тема создания инфраструктурного оператора, мне кажется, очень правильной, и это вопрос времени, когда мы начнем обсуждать возможные подходы к созданию общей платформы", - сказал он. «Я думаю, что это горизонт нескольких лет», - добавил он.

Гендиректор Tele2 Сергей Эмдин согласен с главой «Ростелекома» в том, что объединение усилий операторов при строительстве 5G инфраструктуры позволит значительно сэкономить. По его словам, строительство таких сетей - это задача операторов, а государство может стимулировать рост и привлечение инвестиций в эту сферу, например за счет обозначения цели по созданию «умных городов».

О необходимости масштабных инвестиций в инфраструктуру связи для развития 5G говорил и гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков . Глава «Мегафона» также отметил, что важно решить вопрос выделения диапазона для 5G. По мнению Солдатенкова, для этих целей мог бы быть выделен «700-й диапазон». На сегодняшний день решение о выделении конкретных диапазонов для 5G не принято ни в России, ни на глобальном уровне.

Глава "Вымпелкома" Шелль Йонсен считает, что нет смысла строить инфрастрктуру по отдельности, если можно объединить усилия. Он отметил, что надо обсудить этот вопрос с вендорами, чтобы они тоже получили свою выручку в этой ситуации.

Глава МТС Андрей Дубовсков , в свою очередь, отметил, что для оператора история создания единого инфраструктурного оператора «неочевидна». Он напомнил, что в настоящий момент порядка 30% инфраструктурных объектов операторов уже находятся во взаимной аренде. «Технология 5G потребует размещения этих базовых станций в городах через каждые 100 метров», - сказал он, уточнив, что оператору в таком случае придется договариваться отдельно с каждым владельцем дома и канализационного люка. «Органика в этом смысле гораздо более продуктивна», - подчеркнул он, заметив, что МТС хватит инвестиций для развития 5G.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров пояснил, что развитие 5G в России необходимо для обеспечения работы постоянно возрастающего числа устройств «интернета вещей». Технология пятого поколения связи также сможет стать основой для развития беспилотного автотранспорта в России. Министр считает, что государство должно очень аккуратно подходить к вопросу регулирования телекоммуникационной отрасли и учитывать необходимость масштабных инвестиций операторов в инфраструктуру связи.

По словам Никифорова, прямой связи между предполагаемыми расходами на выполнение требований «пакета Яровой» и обеспечение инфраструктуры 5G нет. Министр отметил, что в настоящее время Минкомсвязь с правоохранительными органами работают над определением состава требований «пакета Яровой».

ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума объединены девизом «В поисках нового баланса в глобальной экономике». ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума.

. «Подмосковье сегодня»

В Подмосковье в ближайшее время в сети интернет появится «Единая жалобная книга», и от того, как будут реагировать главы муниципальных образований на заявления жителей, будет зависеть их рейтинг. А на отдельном ресурсе можно будет пожаловаться на низкое качество связи, и эти обращения также не останутся без внимания. Подробности – в интервью Максута Шадаева , министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

Связь технологий и управления

– Максут Игоревич, расскажите, пожалуйста, об основных задачах министерства, которым вы руководите. Наверное, объединений функций государственного управления, информационных технологий и связи не случайно в наш высокотехнологичный век?

– Главная цель внедрения современных информационных технологий – упростить и облегчить доступ к государственным услугам. Использование новых технологий является главным фактором оптимизации всей системы государственного управления и повышения ее эффективности.

Кроме этого, наше министерство занято развитием инфраструктуры всех видов связи в Подмосковье. Операторы связи зачастую готовы вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры, но не могут этого сделать в силу инерционности власти на местах и большого количества административных барьеров. В то время как развитие инфраструктуры порождает конкуренцию и, следовательно, влечет за собой снижение расценок.

К сожалению, часто в Подмосковье у жителей многоквартирных домов выбор ограничен лишь одним оператором. В таких условиях не приходится говорить о гибкости ценовой политики. Но подобные ситуации можно «расшить» за счет создания упрощенных условий доступа операторов на рынок.

– Часто жители все же отдают предпочтение стационарной, а не мобильной связи с интернетом, считая последнюю чересчур дорогой. Как обстоят дела с развитием этого направления?

– Это тоже связано с перекосами в инфраструктуре. В Московской области при подключении многоквартирных домов превалирует пока кабельное соединение. Столица в большей степени уже покрыта сетью с передачей данных по стандарту LTE. Там высокая концентрация населения, большая конкуренция и операторы ставят новые базовые станции именно такого стандарта. Чтобы гарантировать стандарт LTE, базовую станцию оператора надо подключать оптоволоконным соединением, что в Подмосковье сделать значительно сложнее и дороже, чем в столице. Более того, в области остаются «мертвые зоны», где плотность базовых станций недостаточна и мобильная связь вообще недоступна для населения. Часто это связано со сложным процессом получения разрешения на выделение земельных участков для установки базовых станций.

В области будет инфраструктурный оператор

– Что же реально можно сделать, чтобы оператор оптимизировал ценовую политику?

– Цена падает тогда, когда рынок насыщен предложениями и идет жесткая конкурентная борьба компаний-операторов за абонента. О какой же конкуренции может идти речь, если, скажем, в доме действует лишь один оператор, и жители, естественно, платят больше?

Самая главная инициатива в этой области – введение обязательного требования об обязательном подключении строящихся многоквартирных домов не менее чем к двум независимым провайдерам услуг доступа в интернет. Застройщик просто не сможет сдать дом без выполнения этого требования.

Сейчас в правительстве области обсуждается проект по созданию в Подмосковье большого инфраструктурного оператора. Это будет компания, которая консолидирует управление инфраструктурой доступа операторов связи к конечным абонентам. Она облегчит доступ к пользователям за счет того, что возьмет на себя функции взаимодействия с муниципалитетами, получение разрешений на установку базовых станций и антенно-мачтовых сооружений, а также на прокладку линий в жилые дома. Задача этого инфраструктурного посредника дать операторам связи единый понятный и прозрачный тариф на оказание услуг. Вот тут-то и возникнет элемент конкуренции за абонента.

Очень важно, что инфраструктурный оператор будет находиться в собственности правительства Московской области. Он не будет самостоятельно оказывать услуги связи. У него, скорее, социальная миссия – предоставлять абоненту возможность выбирать, у какого оператора связи покупать услугу.

– Максут Игоревич, каковы реальные сроки создания такого инфраструктурного посредника и подготовки всей нормативной базы для его деятельности?

– Мы рассчитываем, что эта компания начнет работать уже в конце 2014 года. Мы уже собрали предварительные заявки от операторов, где они намереваются ставить новые базовые станции, в каких населенных пунктах, есть интерес к подключению домов, и начали работу с соответствующими муниципалитетами. Летом планируется запустить специальный сайт, где любой житель Подмосковья сможет оставить отзыв о том, где плохо работает связь. На тетерритории, на которые будет больше всего жалоб, операторам связи будет предложено обратить повышенное внимание. Правительство области, помогая операторам с подключением новых объектов в желаемых районах, будет просить их взять на себя социальные обременения, например, предоставлять значительные скидки на подключение бюджетных учреждений (школ, больниц, муниципальных предприятий).

Кардинальная смена мышления

– Одно из важных направлений деятельности вашего министерства – обеспечение функционирования «электронного правительства». По вашему мнению, на какой стадии сейчас находится этот процесс?

– В этом направлении мы пока делаем первые шаги. Дело в том, что в Подмосковье высок процент населения старшего возраста, не обладающего нужной степенью компьютерной грамотности. Поэтому мы идем двумя путями. Для тех, кто с компьютером «на ты», мы переносим все общение в интернет, сведя к минимуму очное общение с чиновниками. А для старшего поколения создается разветвленная сеть многофункциональных центров, персонал которых обеспечит максимально комфортное общение с оператором при минимальном времени ожидания в очереди.

Сейчас открытие многофункциональных центров для нас – один из ключевых приоритетов. Сеть МФЦ в Московской области наравне с введением в муниципалитетах электронного документооборота – важнейшие составляющие того, что именуют «электронным правительством». Такие центры – совместный проект правительства области и муниципалитетов, и приблизительно 70% работы здесь зависит от желания и ответственности власти на местах. Ведь это изменение системы работы, которая складывалась десятилетиями, всех процессов оказания услуг, что невозможно без перестройки мышления.

– С введением «электронного документооборота» система изменится кардинальным образом?

– Конечно! И мышление чиновника тоже. Ведь будут принципиально другие сроки рассмотрения документов. Когда местная власть осознает преимущества общения в электронном виде, то и общение по вертикали она начинает отстраивает аналогичным образом. А общение с жителями планируется налаживать и в системе on-line, и используя традиционные формы.

Единая жалобная книга

– Вероятно, количество обращений увеличивается? Как же с ними справляться?

— Уже происходит опытная эксплуатация колл-центра правительства Московской области, куда любой гражданин может позвонить и рассказать о своей проблеме. Пока колл-центр работает по жалобам в Госжилинспекцию, так как самое большое количество жалоб связано с деятельностью управляющих компаний и состоянием ЖКХ.

Летом этого года намечен запуск сайта, предварительное название которого «Единая жалобная книга». На нем любой житель Подмосковья сможет пожаловаться абсолютно на что угодно, начиная от проблем благоустройства своего двора, проблем в подъезде и заканчивая работой муниципальных учреждений и чиновников. Все обращения будут сводиться в единую базу. Губернатор принял решение: по всем жалобам, поступившим через колл-центр и «Единую жалобную книгу», будут установлены четкие сроки устранения проблем — не больше 3 дней.

Сейчас приходящая жалоба в итоге возвращается на тот же уровень, на который жалуются. Эффективность работы по проблеме при этом довольно низкая. Чтобы избежать такой ситуации, предусмотрено два пути. Первый: на новом портале любую жалобу ее автор сможет сделать публичной. Другие пользователи смогут ее поддержать, проголосовав за нее. Чем больше голосов набирает жалоба, тем выше будет уровень, на котором ее возьмут на контроль. Естественно, будет предусмотрен серьезный механизм авторизации и защиты от «накруток». Второй путь: гражданин, получив ответ на свою жалобу, сможет оценить этот ответ, отвергая заведомые «отписки». Если он недоволен ответом, то жалоба автоматически поступает на более высокий уровень контроля. Если же проблему обещают устранить через какой-то срок, то такое обязательство система автоматически также ставит на контроль. Система сама напомнит автору жалобы, когда он должен будет оценить конечный результат.

– По итогам работы будущего портала предусматривается какой-либо рейтинг муниципалитетов?

– Естественно. И он будет тесно увязан с рейтингом глав муниципальных образований, который разрабатывается в правительстве Московской области. Он будет состоять из трех компонентов: статистических показателей социально-экономического развития района, данных социологического опроса и как раз рейтинга рассмотрения жалоб и устранения проблем, удовлетворенности жителей качеством обратной связи от органов власти. Публичные рейтинги в различных сферах деятельности местных властей и муниципальных учреждений – очень эффективное средство мотивации чиновника и отладки системы управления. Рейтинг не дает чиновнику забыть, что он, по сути, слуга народа. Ведь низкое место в рейтинге – серьезный повод задуматься для чиновника, отвечающего за соответствующее направление деятельности. А обратная связь с жителями Подмосковья – это фундамент, на котором стоит вся наша работа. На каждом из сайтов, которые правительство области планирует запустить, будет раздел, где можно будет пожаловаться на работу самих сайтов и наличие информации на них. И мы получим прямой отклик от населения.

– Здесь опять встает вопрос владения населения интернетом. Почему бы не включить жалобы на работу колл-центра и «Единой жалобной книги» в перечень услуг, оказываемых МФЦ?

– Кстати, идея хорошая! Может быть, мы так и поступим. Посредством специальных инфоматов или через операторов МФЦ житель сможет оценить работу наших порталов. У операторов нет конфликта интересов, более того, если их обязать принимать жалобы, то они смогут помочь целенаправленно переадресовать эти обращения. Возможно также, что, кроме портала жалоб, мы станем работать с районными общественными палатами после их переформатирования. Ряд проблем, на которые жалуются эти люди, можно решить через эти органы.

Статистика:

В настоящее время в Подмосковье открыто 37 МФЦ муниципальных образований. К концу 2015 года планируется открыть еще 56, из них 32 МФЦ — в 2014 году. Сейчас на базе МФЦ организовано предоставление 96 видов государственных и муниципальных услуг, из них: 15 видов федеральных услуг; 39 — региональных услуг; 42 вида муниципальных услуг.

Помимо очевидной экономии средств операторов на развертывание сетей связи пятого поколения (5G) единый инфраструктурный оператор может стать "инфраструктурным паровозом" для решения нормативно-правовых вопросов и прояснения ситуации с распределением частот. Такие предположения высказывают крупные вендоры. Одним из минусов они называют меньшее количество возможностей для реализации оборудования. Сами же операторы, как европейские, японские, так и российские видят в едином инфраструктурном операторе негатив, который в первую очередь из-за отсутствия конкуренции повлияет на качество услуг связи пятого поколения.

С внедрением сетей стандарта 5G количество базовых станций, которые придется построить операторам, резко возрастет. Это означает и покупку этих базовых станций, и аренду мест на крышах и иных объектах для их установки. Отчасти поэтому в мире и в России стали появляться идеи создания единого инфраструктурного оператора для того, чтобы другие операторы связи могли сэкономить на инфраструктуре.

В прошлом году ПАО "Ростелеком" предложило себя в качестве единого инфраструктурного оператора (см. ComNews от 24 июля 2017 г.). Однако компания пошла дальше и хочет стать единым инфраструктурным оператором, включая получение частот.

На круглом столе ComNews в рамках Х Международного бизнес-форума "Wireless Russia & CIS Forum: LTE, 5G & Beyond - рынок мобильной связи в эпоху запуска сетей пятого поколения и масштабного расширения Интернета вещей (IoT)" представители операторов связи и крупных вендоров рассуждали на тему того, к чему может привести отрасль создание единого инфраструктурного оператора сети связи пятого поколения. Имеет ли право на жизнь идея единого инфраструктурного оператора 5G в принципе и в России в частности.

Директор департамента сети радиодоступа ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ольга Рамина обратила внимание на мировой опыт по созданию единого инфраструктурного оператора. По ее словам, как в мире, так и в Европе наблюдается мало успешных подобных проектов. Например, Украина, пытаясь по такому сценарию запускать сети 3G, в конце концов отказалась от этой идеи.

Кроме того, Ольга Рамина полагает, что развитие стандарта 5G будет эволюционно-поступательным и сети четвертого поколения еще не исчерпали свои возможности. "На сетях 4G мы можем запускать технологии, свойственные 5G. Поэтому очевидно, что для запуска сетей 5G потребуется достаточно глубокая интеграция с существующими 4G-сетями, что для единого инфраструктурного оператора будет проблематично", - поясняет представитель МТС. Кроме того, по ее мнению, существуют риски в области развертывания и надежности такой сети, не говоря о конкурентном развитии услуг 5G.

Директор белорусского оператора Velcom Кристиан Лаке сообщил, что единый оператор в Белоруссии (в стране работает инфраструктурный оператор 4G) обеспечивает покрытие чуть больше 2% территории страны и действует очень медленно и без мотивации. Отсутствие мотивации, по словам Кристиана Лаке, объясняется отсутствием конкуренции на рынке. При этом представитель Velcom придерживается позиции, что запрещать полностью совместные инфраструктурные проекты нельзя.

Вице-президент, управляющий директор 5G-лаборатории компании NTT DOCOMO Такехиро Накамура отметил, что в Японии такая схема (единого инфраструктурного оператора) не распространена. Абоненты ждут от оператора превосходного качества работ сети, как с точки зрения скорости передачи данных, так и с точки зрения покрытия, что укладывается в рамки конкурентной борьбы. Поэтому совместных усилий по созданию единого оператора игроки отрасли не предпринимают.

Однако Такехиро Накамура затруднился давать прогнозы по тому, что будет происходить с 5G/IMT-2020. "Есть ощущение, что потребуется гораздо большее число станций в достаточно высоких частях спектра. В целом такое сотрудничество представляется разумным. При этом таких планов у нас пока нет. Мы собираемся все строить самостоятельно", - сказал он.

Ведущий эксперт мобильного ШПД "Huawei Россия" Дмитрий Конарев обозначил плюсы и минусы инфраструктурного оператора. Он подчеркнул, что для Huawei как для вендора весомее минусы. В первую очередь из-за меньших возможностей для реализации оборудования. Кроме того, из-за отсутствия конкуренции пострадает качество сети пятого поколения. Преимуществом же является возможность задействовать эффективный административный аппарат. Во-первых, это позволит гораздо быстрее решать вопросы при развертывании сетей связи. Во-вторых, лучше строить единую сеть, чем "разные кусочки, которые будут повторять друг друга".

Дмитрий Конарев сослался на оценки ведущих аналитиков, согласно которым до 40% сетей пятого поколения будут использовать инфраструктуру инфраструктурного оператора и расшариваться между другими операторами. По его мнению, от такого развития событий не уйти. Он ожидает двух сценариев работы сетей пятого поколения.

Вице-президент региона Восточная Европа и Средняя Азия компании Ericsson Анатолий Ильяич назвал очевидным плюсом то, что одну инфраструктуру строить дешевле, чем несколько. Но у этой истории есть ряд минусов. Например, как говорилось выше, сети 5G будут построены в координации с сетями 4G. "Для определенных use cases будет важным и критическим интеграция несущих с LTE в более низких диапазонах. Без этого ряд use cases невозможно будет реализовать", - сказал он.

Генеральный директор "Nokia Россия" Михаил Райскин полагает, что теоритически использование административного ресурса "Ростелекомом" поможет пройти через все нормативно-правовые препоны. Это также поможет большему пониманию того, что происходит с частотами. По сути, быть так называемым инфраструктурным паровозом. Кроме того, Михаил Райскин считает вполне логичным то, что разные операторы будут реализовывать свои стратегии, которым нужно давать шанс.

Гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин на вопрос о том, собирается ли оператор продавать вышки в России и СНГ, ответил, что компания не комментирует свои намерения.

В начале года VimpelCom уже закрыла сделку по продаже своих вышек в Италии: в марте Wind Telecomunicazioni, 100-процентная «дочка» VimpelCom, продала 90% акций компании Galata, владеющей более 7,3 тыс. сотовых вышек. Сумма сделки составила €693 млн, покупателем стала испанская компания Cellnex Telecom (ранее — Abertis Infraestructuras SA). Продажа этого бизнеса позволила VimpelCom по итогам первого квартала 2015 года продемонстрировать почти шестикратный рост чистой прибыли — до $184 млн.

Инфраструктура сотовых операторов в цифрах

123,6 тыс. базовых станций по итогам 2014 года было у лидера сегмента «МегаФона» , ему принадлежит 33,6% всех возведенных в России вышек

97,7% российских базовых станций принадлежали четырем операторам — «МегаФону», МТС, «ВымпелКому» и Tele2

2,04 тыс. базовых станций, не разрешенных для использования, выявил Роскомнадзор на июнь 2015 года, из них больше половины принадлежит «большой четверке»

42,05 тыс. базовых станций в России поддерживали передачу данных по стандарту LTE на конец 2014 года, по сравнению с 2013-м их количество увеличилось в 3,4 раза

На 3% выросло число базовых станций в первом полугодии 2015 года относительно первой половины 2014-го

112,9 тыс. заключений экспертизы электромагнитной совместимости были выданы операторам — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 — за полгода

25,4 млрд руб. потратил оператор МТС на строительство базовых станций в первом квартале 2015 года

Доли операторов связи по количеству базовых станций в 2014 году

«МегаФон» — 33,6% (123,6 тыс. штук)

МТС — 26,7% (98,2 тыс. штук)

«ВымпелКом» — 21,8% (80,2 тыс. штук)

Tele2 — 15,6% (57,3 тыс. штук)

Региональные операторы — 2,3% (8,4 тыс. штук)

Вложения крупнейших операторов связи в развитие сети в первом квартале 2015 года

МТС — 25,4 млрд руб.

Tele2 —10 млрд руб.

«МегаФон» — 8 млрд руб.

«ВымпелКом» — 5,4 млрд руб.

Источник: Роскомнадзор, данные компаний

Совместное предприятие

Компания «Русские башни» строит антенно-мачтовые сооружения на территории России и сдает их в аренду операторам. Компанию создали в 2009 году фонд UFG Asset Managеment, австралийский холдинг Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), инвестиционная компания ADM Capital, японская торговая компания Sumitomo Corporation и инвестиционная компания International Finance Corporation (IFC). Точные доли совладельцев не разглашаются. С момента создания компания, по собственным данным, получила около 7 млрд руб. инвестиций в виде акционерного и долгового финансирования.

«Русские башни» и «ВымпелКом» могут создать совместное предприятие, до 25% которого может сохранить за собой оператор с целью влияния на деятельность новой компании и участия в росте ее стоимости, отметил Чуб. Оператор передаст новой компании инфраструктуру, а «Русские башни» — деньги и собственные вышки, которых у них в данный момент около 1,5 тыс., подчеркнул он.

По его словам, «Русские башни» готовы купить 10-20 тыс. вышек. Компания уже начала работу по привлечению финансирования в виде акционерного и заемного капитала, продолжает Чуб. В зависимости от масштабов сделки объем привлечения может составить до 50-60 млрд руб.

«МегаФон» периодически общается с «Русскими башнями», рассказала РБК представитель оператора Татьяна Зверева. Но сегодня оператор не обсуждает «конкретных проектов о сотрудничестве», добавила она. При этом оператор рассматривает различные возможности оптимизации затрат в части инфраструктуры, отметила Зверева.

МТС и «Русские башни» обсуждали возможное сотрудничество, но схема с продажей башен не очень интересна в текущей ситуации, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, МТС уже построила практически все нужные ей антенно-мачтовые сооружения, большая их часть уже окупилась.

Представитель Tele2 отказался от комментариев.

Позиция главного

Гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин в интервью РБК в мае говорил, что, несмотря на давление валютного курса, «поднять эффективность вложений на 30-40% — вполне решаемая задача». «Мы оптимизируемся практически по всем статьям. Огромную работу провели с вендорами [поставщиками техники] по снижению затрат — выбивали скидки. Запустили программу снижения расходов на аренду сайтов, которых у нас больше 30 тыс.: где-то уходим с дорогих ресурсов, где-то получаем скидки. Происходит серьезная, глубокая трансформация», — Слободин. Например, по его словам, у «ВымпелКома» есть проект по шерингу (совместному использованию инфраструктуры) с МТС.

По мнению Слободина, операторы с разной степенью успешности «ищут себя» в сопредельных нишах: уже есть огромная инфраструктура, которая может работать и в других сегментах, поэтому компании двигаются в область контента. Кроме того, «ВымпелКом» собирается для себя направление — мобильные финансовые сервисы. По оценке Слободина, операторы должны занять нишу микроплатежей (от 10 тыс. до 1,5 тыс. руб.). Как оценивал аналитик «ВТБ Капитала» Иван Ким, сейчас доля выручки от финансовых сервисов оператора составляет 0,5%. По задумке Слободина, этот показатель должен вырасти до 3-5%.

Затягивание поясов

Операторы тратят десятки миллиардов на строительство базовых станций. Например, только за первый квартал 2015 года МТС вложила 25,4 млрд руб. в инфраструктуру, «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) — 10 млрд руб., «МегаФон» — 8 млрд руб., а «ВымпелКом» — 5,4 млрд руб.

Как объясняет редактор агентства Content Review Сергей Половников, вышка — это инфраструктурное строение, на одну вышку всегда вешают базовые станции всех операторов, и это по большому счету не вопрос конкуренции. «Построить вышку сложно, дорого, а доход с нее нулевой, если только ты сам на ней висишь. Около 90% вышек сейчас стоит в забытых богом местах. Почему не сдать место в аренду? Технологических рисков нет никаких», — говорит Половников.

На одну башню, как правило, устанавливают три таких сектора, не согласен гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Оператору может понадобиться установить на башню дополнительные секторы базовых станций (антенны), но, если башня будет перегружена, владелец может отказать, предостерегает Кусков.

Операторы на зрелых рынках, там, где темпы прироста основного бизнеса замедляются, начинают заниматься жесткой оптимизацией, говорит управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян: начинают думать о том, насколько эффективно они используют парк башен, могут ли они получить выгоду от того, что часть из них сдадут в аренду своему конкуренту. Башни, считает он, в качестве пассивной инфраструктуры больше не являются конкурентным коммерческим преимуществом, мериться количеством башен операторы перестали около двух лет назад, как только был решен вопрос с покрытием, и теперь конкурируют по качеству услуг. Поэтому в ряде случаев операторы продают свои башни независимым операторам инфраструктуры, которые затем сдают антенно-мачтовые сооружения в аренду, добавил Акопьян.