История ZX Spectrum: Мифы и реальность. Игровая приставка "эльф" Приставка спектрум

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd , основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного , «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd . В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad . Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 – специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 – внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность . Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

По настоятельным просьбам читателей, предлагаем вашему вниманию рассказ о компьютерах сэра Клайва Синклера (Clive Sinclair) — MK14, ZX 80 и 81, а также великом ZX Spectrum. Благодаря именно этим машинам в буквальном смысле обнаружился и начал расти рынок домашних компьютеров.

Среди множества пользователей компьютеров ZX Spectrum и его клонов (а таковых было совсем не мало), далеко не каждый, наверное, знает, что создатель этого компьютера получил рыцарское звание — именно за создание Spectrum’а и его коммерческий успех.

Для Великобритании, переживавшей в начале 1980-х не самые лучшие времена, появление своего компьютера, ориентированного на домашнего пользователя — было великим достижением. К тому же, не стоит забывать, что ZX Spectrum появился раньше как Mac’а, так и IBM PC.

Это была самая популярная модель компьютеров сэра Синклера. Но не первая.

Первым же произведением Sinclair Computers (в какой-то момент переименованной в Sinclair Research), стала модель Microcomputer Kit 14 (MK 14).

Заметим: «микрокомпьютер». Синклер всегда тяготел к миниатюрности, даже когда это играло против него. В настоящее время Sinclair Research , например, предлагает всем желающим «самый крошечный FM-радиоприёмник» (сайт Sinclair Research не работает с браузером Opera).

MK14 (1977 год) — первое достижение Синклера на рынке домашних компьютеров.

Но вернёмся к нашим баранам, а вернее, к компьютерам Синклера. Итак, выпущенный в 1977 году MK 14 был действительно «микро» — во всех отношениях. Современные электронные часы с будильником мощнее этого «компьютера».

Однако же он умел довольно серьёзный успех в Великобритании: продано порядка 50 тысяч экземпляров. Это показало и Синклеру, и его тогдашнему работнику Крису Кёрри (Chris Curry), будущему основателю Acorn Computers, что будущее — за домашними компьютерами.

За MK14 в 1979 году последовал ZX80. Тоже не великих мощностей была машина, к тому же в СМИ её изругали слева и справа за неэргономичную клавиатуру и «странный» BASIC. Что, впрочем, не помешало средствам массовой информации называть ZX80 фундаментом британского компьютеростроения.

Провальной эта модель не стала: 70 тысяч компьютеров всё-таки было продано.

Надо сказать, что особенно удачным оказалась не столько техническая, сколько коммерческая сторона: ZX80 продавался в двух вариантах — готовом и «сделай сам». Второй вариант по тем временам был обычным делом, однако речь шла о покорении именно домашних пользователей, даже тех, что не знают, с какой стороны браться за паяльник.

ZX80 — не самая удачная, но всё же довольно успешная модель компьютера.

Поэтому ZX80 продавался и в собранном виде — нужно было только подключить его к телевизору и включить в сеть. Пользуйтесь, как говорится, на здоровье. А главное, стоил он, по сравнению с другими компьютерами, просто-таки гроши: меньше сотни фунтов стерлингов — и это при том, что 20-мегабайтный винчестер в те времена стоил более 2000 фунтов (!), а память — приблизительно 16 фунтов за килобайт.

«Самый маленький и самый дешёвый компьютер всех времён и народов», — называли его в те времена. Некоторое количество удалось даже продать в США — и это тоже был какой-никакой успех.

Спустя два года на свет появляется ZX81.

Как и предыдущий компьютер, он поставлялся в разобранном и готовом вариантах, тоже не отличался особой мощностью и ни о каком цвете и звуке речи не шло. Но он оказался в нужном месте и в нужное время.

К тому же своим успехом он обязан вмешательству компании W. H. Smith, которая, в целях оживления собственного бизнеса, занялась поставками ZX81 в свои избранные магазины по всей Великобритании. Дело в том, что в 1981 году магазинов, которые занимались распространением компьютерного оборудования, насчитывались буквально единицы. W. H. Smith была, собственно, газетной компанией, но у неё имелась достаточно значительная сеть распространения, через которую ZX81 и пошёл, как говорится, в люди.

ZX81 — в готовом и разобранном виде.

А люди, как выяснилось, только этого и ждали. В Великобритании обнаружился огромный спрос на домашние компьютеры, пусть даже и такие слабые, как ZX81. И удовлетворять этот спрос было пока некому — кроме Sinclair Research, разумеется.

К началу 1982 года Sinclair Research выпускала 40 тысяч ZX81 в месяц, и всё ещё не могла угнаться за спросом на свою продукцию. Это было началом британского рынка домашних компьютеров.

Помимо этого, Sinclair Research и их партнёр, собственно, и занимавшийся сборкой компьютеров, начали экспортировать ZX81 в США — причём в больших количествах (порядка 15 тысяч штук в месяц). В США тоже обнаружился неудовлетворённый спрос на домашние компьютеры.

Но куда больший успех имел, всё-таки, ZX Spectrum. Представленный миру в 1982 году, Spectrum надолго занял лидирующие позиции на рынке, причём не только британском. «Спектрумы» экспортировались во многие страны, даже в Японию. Легендарная Маргарет Тэтчер как-то раз подарила премьер-министру Японии ZX Spectrum в качестве символа технологической мощи Великобритании.

ZX Spectrum 10 лет оставался лидером.

ZX Spectrum имел очень скромные габариты. Но зато обладал 48 килобайтами оперативной памяти, что по тем временам было не так уж и плохо (хотя и не сравнимо с 128 килобайтами, напиханными IBM в свои первые PC уже год спустя после дебюта Spectrum). Наличествовал и 5,25-дюймовый дисковод — для специалистов. Простые смертные пользовались ленточными накопителями (бытовыми кассетными магнитофонами). Подключался ZX Spectrum к любому обычному телевизору.

С программным обеспечением, как вскоре выяснилось, тоже было всё в порядке: текстовые редакторы? — пожалуйста. Базы данных и работа с таблицами? — милости просим.

А самое главное — на ZX Spectrum перекочевали многие аркады, столь популярные в конце 1970-х. Тут вам и Space Invaders, и Pac Man, и Pong, и прочие достижения ATARI. Возможность играть, не выходя из дома, и не скармливая прожорливому автомату монеты в огромных количествах, оказалась чрезвычайно привлекательной. В общем, да здравствует домашний компьютер!

Эксцентричный и неутомимый Синклер совершил ошибку: он создал электромобиль.

Sinclair C5 представлял собой нечто вроде скутера весом всего 50 кг. Малый вес мог показаться достижением всем, кроме тех, кто пытался ездить на нём в зимний период по обледенелым дорогам. Разогнавшись до приличной скорости, машина попросту теряла управление. И это выяснилось сразу, как только начались публичные демонстрации C5, поскольку проводили их как раз зимой.

Сэр Клайв Синклер.

Провал C5 крепко ударил по финансовому состоянию Клайва Синклера. Очень крепко. Ему пришлось срочно продавать Sinclair Research, и в качестве покупателя выступила компьютерная компания Amstrad.

Нельзя сказать, чтобы это было просчётом, по крайней мере, на первых порах. Вскоре на свет появились более мощные версии компьютера с 128 килобайтами оперативной памяти, с более мощной звуковой системой, а это повлекло за собой появление новых более сложных аркадных игр, в том числе Operation Wolf, Streetfighter II и так далее.

ZX Spectrum целых 10 лет оставался мейнстримовым компьютером. Оно, конечно, где как, но на Западе потенциал компьютеров используется до полного истощения. Кроме тех случаев, конечно, когда производитель оказывает сознательное давление на покупателей, всеми правдами и неправдами заставляя покупать их новое оборудование (как Apple, например).

Со временем, конечно, 8-битные «Спектрумы» стали отставать и в профессиональной сфере, и в игровой тоже: Sega Megadrive и 16-битный Commodore Amiga начали отчаянно теснить ZX Spectrum, но прошло всего несколько лет, и им самим пришлось уступить 32-битным системам. На середину 1990-х пришёлся бум апгрейдов, и народ бросился покупать Pentium’ы.

Однако одной пальмы первенства у ZX Spectrum никто отнять так и не смог (и вряд ли сможет). Речь идёт о том самом десятилетии лидерства. Никакой другой компьютер, ни до, ни после ZX Spectrum так и не смог продержаться так долго, не устаревая.

Продолжение, однако, следует: история с тандемом Amstrad/Sinclair тоже достойна внимания.

Развитие компьютерного рынка в 70-х годах находилось в начальной стадии. Индустрия была еще далека от того, чтобы сделать этот продукт массовым. Поэтому в своем большинстве компьютеры представляли собой сложные устройства, предназначенные для выполнения каких-либо масштабных задач. Но к концу десятилетия люди задались вопросом: «А почему бы не использовать эти машины в качестве инструмента для развлечений?» Их голоса были услышаны, и некоторые производители занялись выпуском специальных наборов для самостоятельной сборки игровой системы. Однако минусы такого подхода значительно перевешивали его немногочисленные плюсы. Во-первых, такие наборы было очень сложно найти в продаже. Во-вторых, даже если это и удавалось, то их стоимость находилась за гранью разумного. За те деньги, которые просили за набор, вполне реально было приобрести неплохой поддержанный автомобиль. Ну и в-третьих, для таких наборов существовало откровенно мало программного обеспечения. Зачем пользователю тратить несколько тысяч долларов на компьютер, для которого нет ни одного крутого приложения? Словом, для развития идеи создания устройства для отдыха и развлечений нужен был другой подход. Один из них предложила британская компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклейром (Clive Sinclair).

Клайв Синклейр

Идея фирмы заключалась в создании максимально простого и доступного компьютера, который бы сочетал в себе легкость освоения и программирования и, конечно же, невысокую цену. Это должно было решить главную проблему вышеупомянутых наборов для создания ПК - отсутствие программной базы. Простота в работе позволила бы пользователям самостоятельно писать многочисленные приложения. Именно таким путем и пошла компания Sinclair Research при разработке своего компьютера ZX Spectrum. Однако, прежде чем приступить к рассказу о легенде, мы уделим немного внимания истории самой Sinclair Research.

История Sinclair Research

Клайв Синклейр создал компанию под названием Sinclair Radionics в 1961 году. Поначалу напарников у него не было - свой бизнес он развивал в одиночку. Клайв занимался тем, что продавал радиодетали по почте (Sinclair Radionics даже выпустила несколько успешных радиоконструкторов). При этом Синклейр пытался запустить несколько инновационных устройств. Например, в 1970 году был представлен проигрыватель виниловых пластинок необычной конструкции. Вместо традиционной круглой опоры для пластинок в нем использовалась треугольная конструкций с установленными на вершинах гирьками. По словам Синклейра, это снижало вибрации, передаваемые от опоры к воспроизводящей головке, а также препятствовало загрязнению самой виниловой пластинки. Тем не менее интерес к разработке почти никто не проявил, а устройство так и не добралось до прилавков магазинов. Точнее, до почтового прилавка самого Синклейра.

Неудачную судьбу необычного проигрывателя повторил и Hi-Fi-усилитель Neoteric 60. В то время конкуренция в этом сегменте была чрезвычайно высокой, и Синклейр пытался завоевать рынок с помощью необычных продуктов, коим и являлся Neoteric 60. Однако компании вновь не повезло - Hi-Fi-усилитель продавался из рук вон плохо.

Усилитель Neoteric 60

Может сложиться впечатление, что первое десятилетие компании ознаменовалось исключительно провальными проектами. Однако финансовые отчеты говорят об обратном: к 1971 году годовой оборот фирмы составлял 560 тысяч фунтов стерлингов с чистой прибылью 90 тысяч фунтов. При этом штат компании пополнился 50 новыми сотрудниками. Дела шли в гору.

1970-е годы можно смело называть «калькуляторной эпохой» Sinclair. В это время компания выпустила две модели карманных калькуляторов. Одна из них стала первым коммерчески успешным продуктом. Этому даже не смогло помешать большое число недостатков устройства, в том числе и их ненадежность. Вторая модель предназначалась для более серьезного рынка, но так на нем и не закрепилась. Изначально она создавалась просто как устройство с расширенным набором функций, однако Синклейр предпринял попытку превратить гаджет в офисный компьютер, и эта попытка с треском провалилась.

Калькулятор Sinclair

Компьютер ZX80

Во второй половине 70-х годов в Sinclair Research началась разработка недорогого бытового компьютера. За проект отвечал инженер Джим Вествуд (Jim Westwood). В 1980 году процесс создания устройства был окончен. Появился ZX80. Это был первый в мире компьютер, чья стоимость не превышала сотни фунтов стерлингов. Также в продаже можно было найти ZX80 в виде набора для самостоятельной сборки. Эта версия и вовсе стоила 79,95 фунтов.

Столь низкой цены разработчикам удалось достичь за счет упрощения элементной базы и использования достаточно примитивных комплектующих. В роли центрального процессора использовался популярный на тот момент Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц. А если быть более точным, то клон этого «камня», произведенный компанией NEC. Плюсов у кристалла было несколько. Он не только обладал низкой стоимостью, но и (благодаря своей внутренней архитектуре) требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативной памяти составлял всего 1 Кбайт, но этого было достаточно для запуска необходимых пользователю программ. Плюс существовала возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт, и в него уже был вшит язык программирования Sinclair BASIC. А для хранения написанных программ использовались обычные магнитофон и аудиокассеты.

Так выглядел ZX80

Интересно, что ZX80 не имел видеоконтроллера. Изображение формировалось с минимальным участием железа - операция выполнялась, прежде всего, за счет программной части. Главным и очень существенным недостатком такого подхода стало то, что ZX80 умел показывать картинку лишь в те моменты, когда не был занят выполнением программы. Прежде чем отобразить новую графику, экран попросту гас. Кстати, спецификации ZX80 не предусматривали использования какого-либо специального монитора, в качестве экрана выступал обыкновенный телевизор, что также было плюсом для простых юзеров.

Что касается «экстерьера» ZX80, то своим внешним видом компьютер скорее напоминал игровую приставку, нежели компьютер. Это была небольшая пластиковая коробочка белого цвета, с расположенной на ней мембранной клавиатурой, на которой не было символов, только команды. Пользователь просто нажимал кнопку регистра и выбирал подходящую бейсик-команду. Это значительно упрощало процесс написания программ.

Несмотря на свои недостатки, ZX80 стал чрезвычайно успешным. Конечно, главную роль в этом сыграла и стоимость гаджета. Уже в первые месяцы после релиза на покупку ZX80 образовалась очередь и наблюдался дефицит устройств, чего в Sinclair Research никак не ожидали.

Компьютер ZX81

В 1981 году было представлено следующее поколение компьютера под названием ZX81. Стоимость была снижена еще больше: теперь набор для самостоятельно сборки можно было приобрести по смехотворной цене в 49,95 фунтов стерлингов. Готовый компьютер был несколько дороже и стоил 69,99 фунтов, что все равно было дешевле аналогичной версии ZX80. Кстати, ZX81 стал первым устройством Sinclair, которое реализовывалось не только по почте, но и через розничные сети. Что касается технических характеристик, то «сердцем» компьютера был все тот же процессор Z80 производства NEC с частотой 3,25 МГц. Объем оперативной памяти остался прежним (1 Кбайт), что вызвало особое недовольство у пользователей. Столь скромное количество «мозгов» сильно ограничивало возможности при создании новых приложений. Решить проблему могли карты расширения, которые увеличивали емкость ОЗУ до 16 Кбайт, однако стоимость некоторых из них была сопоставима с ценой самого ZX81. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт, а встроенный язык Sinclair BASIC обзавелся поддержкой арифметики с плавающей запятой.

ZX81 получил корпус черного цвета

Что интересно, ZX81 вновь не получил видеоконтроллера. Чтобы хоть как-то компенсировать его отсутствие, в Sinclair придумали два режима работы: медленный и быстрый. В быстром режиме ZX81 работал так же, как и его предшественник ZX80. То есть во время выполнения программы изображение пропадало с экрана. В медленном режиме экран не гас, но на обработку программного кода уходило примерно в 4 раза больше времени. Внешне ZX81 несильно отличался от ZX80. Пластиковый корпус компьютера стал черным, а мембранная клавиатура, получившая немного иную конфигурацию клавиш, для удобства осталась белой.

Как вы уже поняли, ZX81 получил лишь небольшие изменения. Но даже этого было достаточно, чтобы компьютер разошелся тиражом, в 8 раз превышающим продажи ZX80.

ZX Spectrum

На 1982 год был запланирован запуск третьего поколения компьютера ZX. К хорошему, как говорится, быстро привыкаешь, поэтому даже несмотря на то, что ZX81 предлагал приличную функциональность при более чем скромной цене, от компьютера с рабочим названием ZX82 пользователи ожидали новых и инновационных «фишек». Основным отличием компьютера следующего поколения должна была стать поддержка цветного изображения, ибо ZX80 и ZX81 работали лишь с монохромной картинкой. На такой шаг во многом повлияло широкое распространение цветных телевизоров. В связи с этим название ZX82 было заменено на говорящее ZX Spectrum.

В аппаратной части ZX Spectrum претерпел несколько ключевых изменений. В роли центрального процессора по-прежнему выступал Zilog Z80A, но его частота была увеличена до 3,5 МГц. Объем ОЗУ и ПЗУ увеличился до 16 Кбайт каждый, причем количество оперативки могло и вовсе равняться 48 Кбайт. «Спектрум» действительно научился работать с цветным изображением благодаря появлению графического контроллера. Видеорежим поддерживал разрешение 256x192 точек и 8 цветов с двумя уровнями яркости. Также был предусмотрен вывод однобитного звука через встроенный динамик. По сути, это была обыкновенная «пищалка», которая ритмично пикала в играх. Внешний вид ZX Spectrum немного отличался от дизайна ZX80 и ZX81. Новый компьютер получил иную клавиатуру: мембрану сменили полноценные резиновые клавиши.

Ввод и загрузка программ осуществлялись с кассетного магнитофона, который подключался к компьютеру. У некоторых кассет даже была своего рода цифровая защита. Например, в комплекте с игрой поставлялся серийный номер, который позволял ее запустить.

«Спектрум» оказался таким же успешным, как и его предшественники. Стартовые цены на компьютеры по-прежнему оставались демократичными: версии с 16 Кбайт и 48 Кбайт ОЗУ оценивались в 125 и 175 фунтов стерлингов соответственно. А чуть позже они были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.

Впоследствии ZX Spectrum получил несколько обновлений. В июне 1984 года в продажу поступил компьютер ZX Spectrum+. От обычной версии он отличался обязательным наличием 48 Кбайт оперативной памяти, а также новой клавиатурой, которая получила дополнительную кнопку сброса. Несмотря на столь несущественные изменения, ZX Spectrum+ продавался лучше оригинальной модели. При этом некоторые продавцы жаловались на ненадежность устройства, утверждая, что процент неисправных компьютеров достигал целых 30%.

Компьютер ZX Spectrum+

Компьютер ZX Spectrum+

ZX Spectrum 128, появившийся в 1986 году, разрабатывался совместно с испанской компанией Investronica. Дело в том, что испанское правительство обложило высоким налогом все импортные компьютеры с 64 Кбайт оперативной памяти и ниже, не поддерживающие испанский язык. Для Sinclair был важен весь европейский рынок, поэтому вместе с Investronica компания принялась за адаптацию «Спектрума» для Испании. Компьютер получил поддержку 128 Кбайт «оперативки», 32 Кбайт ПЗУ с улучшенным BASIC-редактором, трехканального звука через стандарт AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимости с MIDI.

В том же 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели получили различные суффиксы: +2, +3, +2А, +2В. В плане железа компьютеры Amstrad получали лишь небольшие модификации. Например, ZX Spectrum +2 обладал встроенным кассетным магнитофоном Datacoder. А в ZX Spectrum +3 магнитофон был заменен на флоппи-дисковод. Плюс эта модель стала первым «Спектрумом», который умел запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. Она стала, пожалуй, самой неоднозначной во всей линейке. Так, ОЗУ ZX Spectrum +3 отображалась на 64 Кбайт адресного пространства, что привело к несовместимости некоторых игр, написанных для оригинального ZX Spectrum.

Компьютер ZX Spectrum +2

Об аксессуарах для ZX Spectrum

Однако не только невысокая стоимость способствовала росту популярности ZX Spectrum. К компьютеру было выпущено огромное количество различных «примочек», которые значительно расширяли функциональность этого компьютера. Одним из таких устройств был ZX Printer, совместимый не только со «Спектрумом», но и с ZX80 и ZX81. Устройство подключалось к компьютеру при помощи системного разъема и использовало искровую технологию печати. В такой печати использовалась специальная черная бумага с алюминиевым напылением. Печатающая головка представляла собой две близко расположенные иглы, которые перемещались по ширине страницы. Для печати символов между иглами создавалось напряжение, и они прожигали бумагу в нужном месте. Всего в строке помещалось 32 символа. Сама идея печати в домашних условиях была по-настоящему революционной, однако реализовать ее в полной мере в ZX Printer не удалось из-за ненадежности устройства. Плюс технология искровой печати также проявила себя не с самой лучшей стороны: качество печати быстро снижалось, а поверхность бумаги была непрочной.

Еще одним интересным аксессуаром был модуль ПЗУ на основе закольцованной магнитной ленты под названием ZX Microdrive. Объем такого устройства составлял 16 Кбайт. Он позволял быстро загружать или сохранять ранее написанную программу. Однако ZX Microdrive так и не получил должного распространения. Пользователи предпочитали использовать проверенные временем, хоть и более медленные аудиокассеты.

Модуль ПЗУ ZX Microdrive

Кассета для ZX Spectrum

Также Sinclair представила карты расширения ZX Interface 1 и ZX Interface 2. Изначально первая разрабатывалась как сетевой интерфейс для организации локальной сети в школах. Однако перед выпуском продукта была добавлена поддержка одновременной работы сразу до 8 устройств ZX Microdrive, и в дальнейшем интерфейс использовался преимущественно для подключения этих модулей ПЗУ. Что касается ZX Interface 2, то эта карта расширения имела разъемы для подключения двух джойстиков (да, Sinclair даже выпускала игровой джойстик для ZX Spectrum), разъем картриджа ПЗУ и интерфейс подключения ZX Printer. Но из-за высокой стоимости устройство продавалось неважно, а уже через год оно исчезло с прилавков магазинов.

Так выглядел ZX Interface 1

Кроме этого, в продаже можно было найти множество аксессуаров от сторонних производителей. Например, специально для «Спектрума» выпускались такие девайсы, как синтезатор речи (Currah Microspeech), игровые джойстики, дополнительные цифровые клавиатуры и даже графический планшет и ударная установка (Cheetah SpecDrum). Впечатляет!

О программном обеспечении

Но, конечно, не за огромное количество различной периферии полюбили ZX Spectrum. На компьютере было относительно легко программировать. В первой половине 80-х это вызвало настоящий бум в индустрии программного обеспечения. Написанием программ занимались как и полноценные компании, так и программисты-одиночки. Развитие западного рынка ПО для ZX Spectrum можно разделить на три этапа.

Во время первого этапа, продолжавшегося с 1982 по 1984 годы, происходит количественный рост рынка. Крупных компаний еще не было, и созданием приложений занимались небольшие конторы или писатели-одиночки. При этом около 80% программного обеспечения составляли игры! Первые видеоразвлечения были достаточно примитивными: «графон» был не очень, да и сюжет тоже. Что интересно, уже в то время начало процветать пиратство.

Третий этап захватил 1988-1993 годы. На этот период пришелся закат ZX Spectrum как игровой платформы. Компьютер устаревал, и пользователи переходили на использование других систем. Разработчики также переключились со «Спектрума» на более современные платформы. Тем не менее в эти годы увидело свет множество интересных игр. Например, со временем была реализована демо-версия легендарной Doom. Производительности компьютера немного не хватало для быстрой работы шутера, поэтому «спектровская» вариация использовала чересстрочную развертку, убирающую каждую четную линию пикселов, что повышало скорость отрисовки сцен.

ZX Spectrum в России

Перечисленная выше этапность не относится к постсоветскому пространству, так как многие компьютеры (точнее, их клоны) попали в СССР лишь во второй половине 80-х годов. И в отличие от Западной Европы, где наряду с ZX Spectrum отлично продавались другие компьютеры (те же Atari и Commodore), в стране советов устройство Sinclair было единоличным лидером продаж. Почему? Причина, прежде всего, кроется в низкой стоимости «Спектрума»: компьютер не облагался пошлинами, поэтому был доступен многим советским гражданам. Компьютеры Atari и Commodore проделывали огромный путь, прежде чем попасть на прилавки советских магазинов, а их цена была значительно. Кроме того, выяснилось, что большинство деталей «Спектрума» при необходимости можно заменить отечественными, что делало компьютер ремонтопригодным. По большому счету, единственным незаменимым компонентом системы оставался лишь процессор Z80.

Отечественный клон ZX Spectrum

Отставал в своем развитии от европейского и рынок программного обеспечения. В конце 80-х и начале 90-х годов подавляющее большинство программ ввозилось из-за рубежа, в основном через Польшу. Естественно, ни о каких авторских правах не могло быть и речи - почти всё ПО было пиратским. Процент лицензионной продукции был чрезвычайно мал.

Первое время основным занятием программистов был перенос игр с кассет на диски. Эта операция заключалась во взломе кассетного загрузчика, переноса всех данных с кассеты на диск и написании дискового загрузчика. Но постепенно акцент сместился в сторону написания собственных приложений. Пик развития «спектрумовского» геймдева в России пришелся на 1995 год. В это время создавалось наибольшее число игр, при этом были локализованы и многие иностранные проекты. В последующие годы на отечественном рынке ПО для ZX Spectrum наблюдался спад, и в итоге к 2001-2002 году среди пользователей компьютера остались лишь энтузиасты.

Заключение

ZX Spectrum по праву считается легендарным компьютером, особенно для всего постсоветского пространства. «Спектрум» оставил огромный след в истории IT-индустрии, а в России для многих стал первым домашним компьютером. Можно даже сказать, что эпоха ZX Spectrum воспитала первое поколение отечественных IT-специалистов. К сожалению, в свое время Sinclair решила не выпускать преемника «Спектруму», сосредоточившись на других видах исследовательской деятельности. Тем не менее память о ZX Spectrum жива до сих пор. И по сей день можно встретить энтузиастов, экспериментирующих с этим поистине культовым компьютером.

Помимо использования ZX-Spectrum в роли компьютера, существовали модели в виде игровых приставок. С одной стороны выгода очевидна - не требуется клавиатура, не надо загружать программы с глючного магнитофона, приставка сразу готова к работе после включения питания, от пользователя не требуется знания компьютера. Однако все достоинства перекрываются недостатками:
- ограниченный набор игр (каждую игру приходится адаптировать, т.е. в изначальном виде, как она существует на кассетах, игра не годится для картриджа приставки);
- цена на картридж превышает цену кассеты с играми для обычного ZX-Spectrum (здесь речь не идёт о лицензионных играх);
- ограниченная функциональность приставки: играть быстро надоедает, а ZX-Spectrum, в отличие от приставки, даёт возможность изучать программирование.

Вполне возможно, что по вышеприведенным причинам приставки на основе ZX-Spectrum не получили широкого распространения. Но отдельные модели приставок были разработаны и производились. Одна из таких приставок - "Эльф".

Производитель приставки "Эльф" - завод "Цветотрон ", г.Брест. Объём производства неизвестен. Имеющиеся экземпляры джойстиков и картридж имеют двух, трёх и четырёхзначные заводские номера. Т.е. приблизительно можно говорить о производстве партии в несколько тысяч штук.

В некоторых играх приставки "Эльф" стоит дата адаптации - 1990 и 1991 г. Печатные платы картриджа "Эльф-1" и "Эльф-3" произведены в 1993 году. Исходя из этого можно предположить, что время производства приставки - примерно первая половина 90-х годов.

Внешний вид, комплектация

Приставка выполнена по классической схеме - сама приставка, картриджи, джойстики, источник питания.

Источник питания - внешний, вырабатывает нестабилизированное постоянное напряжение порядка 14В. Нужные для питания приставки напряжения 5В и 12В получаются путём использования стабилизаторов внутри самой приставки.

Джойстик внешне похож на своего собрата от "Денди" - та же крестовина и две кнопки:

Джойстики также можно было купить отдельно от приставки.

Само собой разумеется, с приставкой продавался картридж (или картриджи) с играми:

Картриджи были нескольких разновидностей, отличающихся набором игр.

В ПЗУ самой приставки тоже могли быть игры. Это зависит от варианта исполнения приставки (объёма микросхемы ПЗУ).

Игры

Посколько заставки игр игр занимают много места, чтобы не загромождать статью, описания игр приставки "Эльф" вынесены на отдельную страницу .

Технические особенности приставки "Эльф"

Малый размер приставки скорее всего означает, что она построена на БМК. Открываем крышку приставки. Так оно и есть:

Приставка содержим минимум микросхем - БМК Т34ВГ1 , процессор, ПЗУ, ОЗУ, кодер SECAM, ВЧ-модулятор.

Плата двухсторонняя, с зёленой маской. На имеющемся у меня экземпляре приставки маска положена некачественно и отслаивается при любом механическом контакте с платой. "Обвязка" у Т34ВГ1 стандартная для всех компьютеров с такой микросхемой БМК. Заслуживает внимания ОЗУ - оно выполнено на двух микросхемах КР565РУ11. Это полные аналоги микросхем 4464 (64КБит х 4 разряда). Итого имеем 64КБ памяти на двух микросхемах. Компактно.

Приставка имеет выдеовыход для подключения к телевизору по RGB. Сигналы, в отличие от видеовыхода компьютера "Байт", выполнены сразу с градациями яркости, что позволяет подключать приставку к телевизорам со SCART без переделки (при наличии соответствующего кабеля). Также в приставке есть кодер SECAM с ВЧ-модулятором для подключения к телевизору через антенный вход. В отличие от ВЧ-модулятора компьютера "Байт" модулятор приставки выполнен на микросхеме К174ПС1:

Не обошлось без ложки дёгтя и в видеовыходе приставки: при подключении через RGB отчётливо заметен сигнал яркости на чёрном фоне. Например, в игре "Спасатель":

Картридж "Эльф-2"

Этот картридж рассчитан на использование ПЗУ общим объёмом 128К либо 256К. Т.е. может стоять одно ПЗУ 27C020 либо одно 27C010 либо два 27C010. В картридже "Эльф-2" стоит одно ПЗУ на 128К. На плате также расположен регистр банков ПЗУ.

С составом игр на картридже можно ознакомиться .

Картридж "Эльф-3"

Аппаратная часть картриджа используется такая же, как на картридже "Эльф-1". Но вместо двух ПЗУ по 128К установлена одна микросхема ПЗУ объёмом 256КБ. Так как плата картриджа не рассчитана на установку микросхем памяти такого объёма, недостающие соединения сделаны с обратной стороны платы проводами.

Данный картридж содержит 2 микросхемы ПЗУ общим объёмом 256К и имеет 16 банков памяти. С составом игр на картридже можно ознакомиться .

Теперь посмотрим "изнутри" как работает приставка:

Карта портов приставки "Эльф" и распределение памяти

Внутри "Эльф" представляет собой самый обыкновенный ZX-Spectrum с объёмом памяти 48К. Карта распределения памяти точно такая же, как в Спектруме:

#0000-#3FFF - область ПЗУ
#4000-#FFFF - область ОЗУ

А различие состоит в том, что всё ПЗУ "Эльфа" разбито на "банки" размером 16КБ, и они могут подставляться в окно #0000-#3FFF. Управлением банками памяти занимается отдельный порт с номером #5F(95dec).

Карта портов приставки "Эльф":

Биты Адрес Режим Описание
7 6 5 4 3 2 1 0
0 1 0 1 1 1 1 1 #5F (95dec) Write Порт управления банками ПЗУ
0 0 0 1 1 1 1 1 #1F (31dec) Read Порт "Джойстик 1"
1 1 1 1 1 1 1 0 #FE (254dec) Read Порт "Джойстик 2"
1 1 1 1 1 1 1 0 #FE (254dec) Write Порт бордюра/звука

Серым цветом выделены биты, по которым производится дешифрация адреса порта.

  • Порт управления банками ПЗУ.

    Порт выбирается при активном сигнале БМК /SSWR и A1=1. Внутри БМК сигнал /SSWR вырабатывается при записи в любой порт, в котором биты A7=0, A0=1. Поэтому приставка может откликаться как на порт #5F, так, к примеру, и на #1F и на #7F. В дальнейшем будет фигурировать адрес порта #5F, потому что именно по этому адресу выбираются банки в прошивке ПЗУ приставки.

    Расладка битов порта такова:
    - Биты 0-6 выбирают номер банка ПЗУ. Теоретически доступно 128 банков, во внутреннем ПЗУ приставки может быть от 2 до 8 банков (для ПЗУ размером от 32КБ до 128КБ). Объём ПЗУ картриджа реально обычно не превышает 16 банков (256К). В прошивке ПЗУ приставки сделан перебор только 64-х банков ПЗУ. Итого реально приставка может работать с картриджем объёмом максимум 64 банки памяти по 16К, т.е. 1МБ .
    - Бит 7 выбирает ПЗУ приставки или ПЗУ картриджа. При D7=0 выбирается ПЗУ приставки, при D7=1 выбирается ПЗУ картриджа.

    По сигналу сброса все биты порта #5F сбрасываются в 0. Таким образом включается 0-й банк встроенного в приставку ПЗУ, где располагается стартовое меню.

  • Порты джойстиков 1 и 2.

    Для чтения данных с двух джойстиков используются порты #FE(254dec) и #1F(31dec). Раскладка по битам их такова:

    "x" - значение бита неопределено (может быть как 0, так и 1).

    Для джойстика-1 в нейтральном положении (когда ни одна кнопка не нажата) из порта #1F будет читаться значение %10100000 (160dec). Для джойстика-2 при ненажатых клавишах из порта #FE будет читаться %00011111 (31dec).

    Адреса портов джойстиков выбрана исключительно потому, что БМК Т34ВГ1 имеет внутреннюю дешифрацию портов #FE(254dec) и встроенного системного порта, адрес которого немного совпадает с #1F(3dec). БМК имеет соответствующие выходы (/SSRD) для выбора этих портов. Порт #FE вообще полностью выполнен внутри БМК. Посему, чтобы не ставить дополнительные микросхемы для дешифрации портов было решено воспользоваться имеющимися портами.

    Порт #FE(254dec) используется несколько нестандартно. В Спектруме это порт клавиатуры. В приставке он используется как порт второго джойстика. Соответственно все игры для приставки адаптированы, чтобы исключить использование клавиатуры в них.

  • Порт бордюра/звука
  • Порт #FE(254dec) используется на запись стандартно как в ZX-Spectrum за исключением того, что сигнал с бита, отвечающего за вывод на ленту, никуда не подключен.

    Порт дешифрируется только биту A0=0. Поэтому запись в любые чётные порты вызовет срабатывание порта #FE.

    Обратите внимание! Из неиспользуемых (несуществующих) портов будет читаться не #FFКак это сделано в большинстве клонов ZX-Spectrum , а совершенно "левые" значения. В основном чередуются #00 и #FF. Что-то похожее можно наблюдать на тех клонах, в которых реализован так называемый порт #FF , когда из любого несуществующего порта читаются атрибуты отображаемого в данный момент знакоместа. Однако в случае с "Эльфом" возвращаемые значения не очень похожи на значения атрибутов. По крайней мере тесты не находят в "Эльфе" порт #FF.

    ПЗУ

    ПЗУ приставки может иметь минимальный объём 32К. В одном банке должен находиться BASIC-48 (многие игры без него просто не будут работать), а второй банк содержит стартовое меню. Плата приставки сделана таким образом, чтобы без доработок устанавливать любое ПЗУ - 27C256, 27C512 или 27C010.

    В ПЗУ приставки 0-й банк всегда содержит стартовое меню, а в банке #01 расположен бейсик-48.

    Банки встроенного ПЗУ будут повторяться при выборе номера банка, большего чем имеется в ПЗУ. Т.е. для ПЗУ приставки объёмом 8 банков (27C010) содержимое ПЗУ будет повторяться каждые 8 банков: #00-#07, #08-#0F и так далее до банка #3F включительно.

    Для картриджей с ПЗУ дело обстоит несколько иначе. Пока что для примера приведу как будет в картридже "Эльф-2". В нём дешифрация банков сделана с расчётом на 8 микросхем ПЗУ по 8 банков, хотя реально используется только 8 банков. Таким образом в банках #80-#87 будет ПЗУ картриджа, в остальных банках #88-#BF будет содержаться #FF.

    Для картриджей "Эльф-1" и "Эльф-2" в банках #80-#8F будет содержаться ПЗУ картриджа, в остальных банках #90-#BF будет содержаться значение #FF.

    Эмуляция приставки "Эльф"

    На основе данных раздела "" было написано дополнение к эмулятору Emu (автор Целиков Дмитрий). Теперь всем можно поиграть в игры для приставки, даже не имея её у себя на столе:

     

    Схемы и прочие вкусности

    Документация:
    Схема приставки "Эльф" (редакция от 9.11.2015)Внимание! Схему составлял я сам, схема неполная - есть только цифровая часть схемы без SECAM-кодера и ВЧ-модулятора. Этого вполне достаточно для понимания принципов работы приставки. Оставшуюся часть схемы я составлять не намерен из-за сложности прозвонки соединений
    Монтажный чертёж платы приставки "Эльф" (редакция от 10.11.2015)Чертёж неполный - есть только цифровая часть схемы без SECAM-кодера и ВЧ-модулятора.

    Не удержался я и купил таки на Ebay"е за 50 фунтов (2500р) ЕГО - родной Sinclair ZX Spectrum, модель с 48КБ ОЗУ. Когда-то у меня он был, но в отечественном исполнении «Ленинград» по схеме Зонова.

    (фото из Википедии)

    А тут - родной!


    Конечно, надо было открыть. Шлейфы отсоединять я побоялся, поэтому фотографировал сбоку с двух ракурсов.

    Справа внизу видна надпись «1982 ISSUE TWO».

    Совершенно очаровательно навешаны странные элементы прямо на корпусах микросхем. Может «доводили» при наладке, а может бывший владелец лазил.

    В комплекте товарищ надавал родных кассет. Лично я до этого никогда не видел кассет по 15 минут.

    «Мафон», увесистый блок питания и джойстик.

    Очаровательные книжечки.

    Не стеснялись раньше давать правильные фотографии в руководствах.

    Купил для такого случая на блошином рынке старый телек за фунт (50р).

    Увы, этот Спектрум так и не завелся. При включении пищал и выводил мусор. Так как я не боец в такого рода починке, пришлось все вернуть. Продавец хоть и понудел что-то там на тему проблем с синхронизацией видеоизображения, но после просмотра видео (ниже) согласился, и я, скрепя сердце, отослал все назад. Остались только фотографии для поста.