Где находится ремонт игровых приставок денди юниор. Dendy: выбор, эксплуатация, ремонт

Игровые компьютерные приставки семейства «Денди» к телевизору или аналогичные им очень привлекают детей. Вам повезло, если приставка собрана на Тайване. Но чаще всего в Россию попадают приставки из Китая, в которых возникает много неполадок. Да и ребенок не всегда аккуратно обращается со своей очередной игрушкой. Не случайно производители не дают гарантий на срок более 6 месяцев.
При возникновении неисправностей искать каждый раз ремонтную мастерскую вам не придется, если вы умеете держать в руках паяльник и воспользуетесь моим опытом. Для ремонта таких приставок не требуется больших знаний по радиоэлектронике, достаточно почерпнутых из школьной программы.
Все наиболее часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы, указанные в порядке вероятности их возникновения.

1. Компьютер включается и показывает меню игры, но не работает джойстик. Чаще всего это связано с тем, что соединительные провода от джойстика к компьютеру подключаются через разъем, в котором они соединены не пайкой, а прижимом и со временем в этом месте окисляются, что нарушает электрический контакт. Сам разъем не разборный, и его конструкция не обеспечивает качественного соединения. Убедиться в этом можно с помощью тестера, вскрыв отключенный джойстик и прозвонив цепи пяти проводов в кабеле от джойстика до разъема (рис. 1).

Рис. 1. Цвет проводов, отходящих от контактов разъема.


Некоторые джойстики соединяются с приставкой через контактную колодку внутри ее корпуса. Обрыв одного из проводов в кабеле от джойстика до компьютера в этом случае может находиться в месте частого перегиба кабеля, т. е. около корпуса приставки.
Самым простым способом устранения такой неисправности будет замена кабеля или его укорочение и подпайка проводов непосредственно к соответствующим контактам разъема на печатной плате приставки.
Другую причину неработоспособности некоторых кнопок джойстика можно обнаружить, осмотрев пластмассовые вкладыши под неисправными кнопками джойстика. Сломанные нужно заменить.
И третья причина, по которой джойстик может не работать, - повреждение микросхемы на плате самого джойстика (она залита коричневым компаундом). В этом случае придется покупать новый джойстик.

2. Компьютер не включается. Надо проверить работоспособность блока питания (рис. 2), для чего тестером замерить напряжение 15±2 В на контактах штекера. Вообще-то в блоке питания ломаться нечему, и чаще всего неисправность связана с нарушением контакта в проводе около штекера, который подключается к приставке. Провода легко проверить тестером, и в случае обрыва заменить вместе со штекером. Можно обойтись и без штекера, подпаяв провода к соответствующим цепям печатной платы приставки.


Рис. 2. Схема блока питания.


3. Компьютер включается, но иногда программа самопроизвольно сбрасывается в процессе работы или же ведет себя другим непонятным образом. Возможная причина этой неисправности - некачественная пайка основной печатной платы с микросхемами в самой приставке. В первую очередь нужно проверить качество соединений в местах подпайки микросхемы стабилизатора напряжения питания (рис. 3). На микросхеме закреплена металлическая пластина теплоотвода. Как правило, эта микросхема находится недалеко от гнезда подключения питания. Из-за отсутствия жесткого крепления теплоотвода иногда в месте подпайки микросхемы обрывается печатный проводник или же микросхема болтается из-за некачественной пайки.


Рис. 3. Микросхема стабилизатора напряжения.
Отечественные аналоги ее - КР142ЕН5А и KP142FH5B


Для устранения подозрительных мест плату нужно аккуратно пропаять маломощным (16...30 Вт) паяльником с использованием канифоли в качестве флюса. Хорошая пайка должна иметь зеркальный блеск. Остатки канифоли с платы удаляют тряпкой, смоченной в спирте.
Сами микросхемы и другие комплектующие, как правило, японского производства и имеют высокую надежность.

В этом разделе архитектура игровой приставки DENDY рассматривается с точки зрения программирования, подробно описываются центральный процессор, способы формирования изображения, работа аудиопроцессора. Особое внимание уделено внутренним регистрам игровой приставки и особенностям программного обеспечения.

Структурная схема игровой приставки DENDY приведена на рисунке.

Основой приставки является центральный процессор (CPU). Во всех приставках, совместимых со стандартом NES, используется процессор, аналогичный известному микропроцессору 6502.

На одном кристалле с центральным размещен и музыкальный сопроцессор. В оригинальной приставке, производимой фирмой NINTENDO, применяется аудиопроцессор, реализующий четыре аналоговых и один цифровой канал звука. Однако большинство приставок, поставляемых в Россию, являются корейскими аналогами, в них встроен звуковой сопроцессор без цифрового канала.

Контроллер прямого доступа к памяти (Direct Memory Access, DMA) также располагается на кристалле центрального процессора.

Игровые пульты и другие устройства подключаются к шине данных через модуль ввода/вывода, представляющий собой два буферных регистра.

В самостоятельный блок выделено также ОЗУ объемом 2 Кб, которое предназначено для хранения переменных, игровых данных, стека процессора и т.д.

Формирование картинки на экране телевизора обеспечивает видеопроцессор приставки (PPU). Информация об изображении хранится в видеопамяти (VRAM) объемом 2 Кб. Эта память не связана с основной памятью приставки, доступ к ней осуществляется только через регистры PPU. Видеопроцессор формирует стандартный видеосигнал, который подается на выходной разъем приставки.

Находящийся в корпусе модулятор преобразует сигналы изображения и звука в ВЧ сигнал, предназначенный для подачи на антенный вход телевизора.

В пультах установлены кнопки управления и микросхема интерфейса, осуществляющая передачу байта данных центральному процессору приставки.

В картридже, который подключается к приставке через 60-контактный (или 72-контактный в модели NES) разъем, располагаются постоянное запоминающее устройство объемом от 16 до 256 Кб, в котором записана игровая программа, и память видеопроцессора.

Оперативная память с питанием от батарейки (SRAM), куда записывается игровая ситуация на время выключения приставки, также может находиться в картридже. Чтобы задействовать все ресурсы графического процессора, некоторые картриджи содержат дополнительное ПЗУ или ОЗУ для видеопроцессора (VRAM/VROM).

Если объем ПЗУ картриджа превышает 32 Кб, то его обязательной частью является контроллер страниц памяти (МВС), который осуществляет переключение страниц, используемых центральным процессором.

Питающее напряжение (+5 В) для приставки поступает от сетевого адаптера через встроенный стабилизатор.

1.3. Принципиальная схема


В этом разделе приведены подробные принципиальные схемы процессорного модуля и пультов, а также рассмотрен вариант построения картриджа с программным обеспечением 8-разрядных игровых приставок DENDY.

1.3.1. Модуль процессора


В игровой приставке DENDY обычно имеются три платы:
* центрального процессора;
* выходных разъемов;
* ВЧ модулятора и стабилизатора.
Между собой платы соединены гибкими плоскими (ленточными) кабелями. Иногда встречаются варианты, выполненные на одной или двух печатных платах, однако это не влияет на схему приставки.
Первоначально игровые приставки содержали несколько микросхем различной степени интеграции, причем основными являлись микросхемы центрального процессора и видеопроцессора.
Развитие микроэлектроники привело к тому, что игровые приставки теперь включают только БИС типа UM6561 или ее аналог. В этой микросхеме на одном кристалле расположены центральный и графический процессоры, память и регистры ввода/ вывода.
Многие видеоприставки корейского производства вместо одной UM6561 используют несколько микросхем (обычно две или три). Однако принцип работы приставки и сигналы на выходных разъемах в таком случае не изменяются, поэтому данные варианты схемы здесь рассматриваться не будут.

Многокристальный вариант
Принципиальная схема первого варианта игровой приставки DENDY, изготовленного с применением нескольких микросхем различной степени интеграции, приведена на рис. 1.12.
Итак, основой игровой приставки является микросхема центрального процессора (IC1). Работа процессора синхронизируется внешним генератором тактовых импульсов, выполненным на транзисторах Q1 и Q2, частота которого стабилизирована кварцем X1 (21,251465 МГц).
Сигналы всех внутренних шин (адреса A0 - А15, данных DO - D7 и управления) игровой приставки выведены на разъем XS1, к которому подключается картридж. Шины данных (выводы IC1/21-28), адреса (выводы IС1/4-19) и управления (выводы IС1/31,34) соединяют центральный процессор (IC1) с микросхемой ОЗУ (IC3) и видеопроцессором (IC2).
Дешифратор адреса на микросхеме 74LS139 (IC8) вырабатывает сигналы, разрешающие другим микросхемам обмениваться данными с центральным процессором. На входы дешифратора поступают три старших разряда шины адреса А13 - А15 (выводы IС8/2,3,13) и сигнал М2 (вывод IC8/14). Если процессор работает с памятью, установленной в картридже, то сигнал ВЗ на выводе IC8/9 имеет низкий уровень. Когда обмен данными происходит с встроенным ОЗУ приставки (IC3), низкий уровень принимает сигнал АО на выводе IC8/4. Сигнал низкого уровня на выводе IC8/5 свидетельствует о том, что центральный процессор задействует микросхему видеопроцессора IC2.
На одном кристалле с центральным процессором расположены также звуковой процессор игровой приставки и схема дешифратора адреса портов ввода/вывода.


Выходные сигналы первого и второго аудио-каналов микшируются и поступают на выход AU1 (вывод IС1/1), а сигналы остальных каналов - на выход AU2 (вывод IC1/2). Полный сигнал звукового сопровождения образуется путем смешивания в схеме, выполненной на резисторах R8 - R12 и конденсаторе С7, а затем подается на выходной разъем игровой приставки и на вход модулятора, формирующего ВЧ сигнал.
На выводы IС1/39-37 передаются три разряда числа (D0, D1 и D2), записываемого в порт 4016h.

Каждый раз, когда процессор производит чтение из порта с адресом 4016h, па выходе СК1 (вывод IС1 /36) появляется импульс низкого уровня. А если процессор читает из порта с адресом 4017h, аналогичный импульс формируется на выходе СК2 (вывод IC1/35).
Выходные сигналы игровых пультов и светового пистолета передаются на шину данных через два буферных регистра IC6 и IC7 (типа 74НС368).
Микросхема видеопроцессора IC2 совместно с микросхемой видеопамяти IC4 выдает полный


видеосигнал. IC2 и IC4 связаны шинами адреса, данных и управления. Микросхема видеопамяти IC4 аналогична микросхеме основного ОЗУ.
Обратите внимание: в видеопроцессоре IC2 одни и те же выводы (IC2/31-37) применяются как шина данных и как шина адреса. Сначала сюда поступают младшие восемь бит адреса ячейки видеопамяти. При появлении сигнала низкого уровня на выходе ALE (вывод IC2/39) эти данные запоминаются в буферном регистре IC5 (74LS373). Затем на выходе ALE устанавливается напряжение высокого уровня, на выводах IC2/26-30 остаются старшие разряды адреса, а выводы IC2/31-37 используются как шина данных.
Сигналы шин видеопроцессора также выведены на разъем подключения картриджа XS1.
Полный видеосигнал с выхода VIDEO OUT видеопроцессора (вывод IC2/21) поступает через эмиттерный повторитель, выполненный на транзисторе Q3, на выходной разъем VIDEO OUT и на модулятор.
Каскад усиления видеосигнала в некоторых моделях может отсутствовать.

Теперь мы вкратце расскажем об основных отличиях от базовой схемы, присутствующих в других моделях. Все они касаются используемых разъемов и назначения отдельных выводов.
Существуют два основных варианта конструкции рассматриваемой игровой системы. Приставка NES оснащается 72-контактным разъемом для подключения картриджа, 48-контактным разъемом расширения и 7-контактными разъемами для подключения игровых пультов. Игровая приставка FAMICOM (DENDY) программно полностью совместима с приставкой NES, но использует 60-контактный разъем для подключения картриджа, 15-контактный разъем расширения и 9-контактные разъемы для подключения игровых пультов.
Разводка всех разъемов игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.13а-в, а приставки NES - на рис. 1.13г-е.

Однокристальный вариант
Принципиальная схема однокристального варианта игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.14.
Здесь функции центрального процессора, видеопроцессора и памяти выполняет одна БИС типа UM6561. Частоту внутреннего тактового генератора стабилизирует кварцевый резонатор XI (26,601712 МГц). Иногда схема тактового генерато¬ра содержит также транзистор.
Большинство выходных сигналов подаются непосредственно на разъем картриджа XS4. Часть сигналов поступает на разъемы для подключения игровых пультов XS1, XS2 и разъем расширения XS3.
Видео- и аудиосигналы передаются на выходные разъемы игровой приставки и на вход модулятора, иногда через транзисторные усилители.

Выходные разъемы
В приставке DENDY имеются два или три разъема для подключения пультов, светового пистолета и других периферийных устройств. Разъемы могут быть трех типов: 7-, 9- и 15-контактные.
Игровые пульты разрешается подсоединять к 7-1 или 9-контактному разъему для подключения пульта или к 15-контактному разъему расширения приставки, световой пистолет - только к 7- или 15-контактному разъему, другие устройства - к 15-контактному разъему.
Для подключения пультов служат два 9-контактных разъема и один 15-контактный разъем расширения. Картридж приставки DENDY использует 60-контактный разъем, расположенный сверху.
В игровой приставке NES для игровых пультов предназначены два 7-контактных разъема и один 48-контактный разъем расширения.
Для подключения картриджа в приставке NES применяется 72-контактный разъем, отличающийся от 60-контактного наличием дополнительных цепей, соединенных с разъемом расширения. На этот разъем выведены сигналы шин видеопроцессора и центрального процессора.
Внешний вид разъемов игровой приставки DENDY и назначение отдельных контактов приведены на рис. 1.13. Разъем расширения (рис. 1.136) рассматривается ниже, поскольку именно он наиболее

удобен для подключения различных дополнительных устройств.
На контакт 2 (AUDIO IN) подается звуковой сигнал, который смешивается с выходными сигналами звукового процессора.
Контакты 4-8 (J2 DO - J2 D4) представляют собой входы соответствующих разрядов порта второго джойстика. Коды сигналов с этих входов можно получить из порта 4017h командой LDA $4017.
Вход J1 D1 (контакт 13) подсоединен к разряду D1 порта 4016h.
При обращении центрального процессора к портам с адресами 4016h и 4017h на выходах CLK1 (контакт 14) и CLK2 (контакт 9) формируются кратковременные импульсы низкого уровня. На выходы OUT0 -OUT2 (контакты 10-12) передаются разряды DO -D2 слова, записываемого в порт 4 016h.
На вход IRQ (контакт 3) поступает сигнал запроса прерывания.

1.3.2. Картридж


Сменный модуль игровой приставки DENDY - картридж - содержит обычно две микросхемы ПЗУ или ОЗУ.
Одна микросхема ПЗУ подключается к видеопроцессору и хранит информацию знакогенераторов. Вместо ПЗУ знакогенераторов в некоторых картриджах используется микросхема статического ОЗУ. Другая микросхема ПЗУ с программным обеспечением подсоединяется к центральному процессору. Иногда на плате картриджа располагается дополнительное ОЗУ с питанием от литиевой батареи, которое предназначено для сохранения игровой ситуации.
Практически во всех картриджах, за исключением самых простых, имеется микросхема контроллера страниц памяти, выполняющая функцию программируемого дешифратора адреса.
Конструктивно картридж приставки DENDY представляет собой защитный пластмассовый корпус размерами 105x90x20 мм с ключом в виде двух скосов для правильной установки. В нем располагается печатная плата с 60-контактным разъемом и установленными бескорпусными микросхемами: ПЗУ, ОЗУ и контроллера страниц.
Принципиальная схема игрового картриджа без дополнительного ОЗУ с контроллером страниц типа МВС1 приведена на рис. 1.15.
Картридж состоит из двух микросхем ПЗУ (IC1 и IC2) и контроллера страниц памяти IC3. Микросхема IC1 (27С128) - это ПЗУ видеопроцессора! с записанными в нем знакогенераторами.
В адресное пространство видеопроцессора отдельные страницы ПЗУ помещаются по адресам 0000h - 1FFFh. Младшие разряды адреса поступают на микросхему IC1 непосредственно с соответствующих контактов разъема XS1. Старшие разряды


Рис. 1.15. Принципиальная схема картриджа игровой приставки DENDY

адреса VA12 и VA13 формирует микросхема контроллера страниц памяти IC3.
Выбор микросхемы ПЗУ происходит при наличии сигнала низкого уровня на входе CS (вывод IC1/20), подключенном к линии VA13 шины адреса видеопроцессора. Данные передаются с выходов ПЗУ на контакты разъема XS1.
Микросхема IC2 (KONAMI ROM 1Mbit) представляет собой масочное ПЗУ с записанной в нем программой емкостью 1 Мбит (128 Кб). Младшие разряды адреса А0 - А13 поступают с соответствующих контактов картриджа, а старшие разряды адреса А14 - А16 генерирует контроллер страниц памяти IC3. Сигнал CS, разрешающий работу ПЗУ IC2, также передается с микросхемы IC3.
IC3 является программируемым дешифратором адреса, формирующим старшие разряды адреса для микросхем ПЗУ IC1 и IC2. Она также вырабатывает сигнал VA10", от уровня которого зависит выбор режима отражения экранных страниц.
В рассматриваемом картридже часть выходов не подключена, поэтому возможности микросхемы используются не полностью.

1.3.3. Модулятор


Модулятор игровой приставки DENDY получает сигнал изображения от микросхемы видеопроцессора IC2 и звуковой сигнал от микросхемы центрального процессора IC1 и формирует полный телевизионный ВЧ сигнал в одном из метровых диапазонов. Схема модулятора не стандартизирована и определяется, как правило, фирмой-изготовителем. Однако принцип работы и состав основных узлов всегда одинаковы, так что изменения схемы не должны вызывать затруднений при ремонте.
Принципиальная схема одного из возможных вариантов ВЧ модулятора приведена на рис. 1.16.
Задающий ВЧ генератор выполнен на высокочастотном транзисторе Q2 (аналог транзистора
КТ368А). Он формирует несущую частоту одного из телевизионных каналов. Обычно рабочая частота генератора приставки находится в пределах 170- 230 МГц и определяется элементами L1, С8 - C11 1, R9 - R11. Регулировка частоты производится изменением индуктивности катушки L1.
Генератор, реализованный на транзисторе Q1 (аналог транзистора КТ3102), формирует поднесущую звука для полного телевизионного сигнала. Выходной сигнал генератора модулируется сигналом звуковой частоты, поступающим через цепь R4, С1 с входа AUDIO IN (контакт 4 разъема CN1).
В зависимости от страны-изготовителя приставки частота генератора составляет 5,5 или 6,5 МГц. Точная подстройка частоты сигнала осуществляется вращением сердечника трансформатора Т1.
Смеситель, выполненный на диодах D1, D2 (аналог диода КД503А), трансформаторе Т2 и транзисторе Q3, формирует полный ВЧ телевизионный сигнал. На вход смесителя поступает сигнал задающего генератора и низкочастотный видеосигнал с контакта 3 разъема CN1. С выхода смесителя ВЧ сигнал передается через согласующую цепь С15, L3 на выходной разъем RF OUT процессорного модуля.

1.3.4. Игровые пульты


Для игровой приставки DENDY существует около десяти различных видов игровых пультов. Однако наибольшее распространение получили стандартный игровой пульт, входящий в Комплект поставки, турбо-пульт с дополнительными кнопками и световой пистолет.
Ниже рассмотрены принципиальные схемы этих устройств, а также схема адаптера для одновременного подключения четырех пультов.

Стандартный игровой пульт
Стандартный игровой пульт для приставки DENDY состоит из подвижной крестовины и четырех

отдельных кнопок. Внутри пульта установлена бескорпусная микросхема регистра сдвига, являющаяся аналогом микросхемы HEF4021B. В случае отсутствия оригинальной микросхемы можно использовать практически любой 8-разрядный регистр сдвига.
Принципиальная схема стандартного пульта приведена на рис. 1.17.


Рис. 1.17. Принципиальная схема стандартного игрового пульта для приставки DENDY
При нажатии кнопки во время игры на соответствующий вход сдвигового регистра подается сигнал низкого уровня. Высокий уровень при разомкнутых кнопках обеспечивается соединением входных линий регистра с шиной питания +5 В через резисторы сопротивлением 10-68 кОм.
Состояния входов в регистре IC1запоминаются при поступлении импульса высокого уровня на вход РЕ микросхемы. После этого по отрицательному фронту сигнала на входе CLK (вывод IC1/10) происходит сдвиг содержимого регистра и выдача старшего разряда по шине D0
У второго игрового пульта, поставляемого вместе с приставкой, могут отсутствовать кнопки START и SELECT, однако на схему пульта и принцип его работы это не влияет.

Турбо-пульт
Принципиальная схема турбо-пульта для игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.18.
Единственное отличие турбо-пульта от стандартного заключается в наличии дополнительного выхода Т6 Hz у микросхемы сдвигового регистра и двух дополнительных кнопок TURBO А и TURBO В, соединенных с этим выходом.
Внутренний генератор микросхемы пульта формирует на выходе Т последовательность импульсов частотой 6-10 Гц. Таким образом, нажатие и удерживание кнопки TURBO А аналогично нажатию и отпусканию кнопки А с интенсивностью 6 раз в секунду. Применение данных кнопок уменьшает износ клавиш пульта, поскольку кнопки А и В обычно используются в игре при стрельбе.


Рис. 1.18. Принципиальная схема турбо-пульта для игровой приставки DENDY

Адаптер для подключения четырех пультов
В некоторых играх могут участвовать до четырех игроков. В этом случае четыре игровых пульта параллельно подключаются к разъемам игровой приставки через специальный адаптер.
Принципиальная схема адаптера приведена на рис. 1.19.
Как видно из принципиальной схемы, основной задачей адаптера является обеспечение считывания информации с пультов 1 и 3 во время поступления первых восьми синхроимпульсов, и с пультов 2 и 4 -при следующих восьми.
Сигнал синхронизации, поданный по линии STRB, фиксирует состояние пультов в их внутренних регистрах и осуществляет начальную установку схем адаптера.
В течение первых восьми синхроимпульсов на выходах Q8 счетчиков IC1 и IC2 формируются сигналы низкого логического уровня, что обеспечивает поступление синхроимпульсов на пульты 1 и 3, а также передачу информации от этих пультов на входы игровой приставки.
После восьмого синхроимпульса, пересылаемого от игровой приставки при чтении из порта ввода/ вывода, на выходе Q8 соответствующей микросхемы (IC1 или IC2) появляется сигнал высокого логического уровня (лог. 1), что приводит к переключению коммутатора IC3 или IC4 и подсоединению к разъемам приставки пультов 2 или 4 соответственно.

Световой пистолет
На рис. 1.20 приведены возможные варианты принципиальной схемы светового пистолета игровой приставки DENDY.
В качестве светочувствительного элемента здесь используется фототранзистор. В самых дешевых приставках его иногда заменяют фотодиодом, что приводит к ухудшению чувствительности устройства.
Сигнал с выхода фотодиода через разделительный конденсатор С1 поступает на усилитель, выполненный на транзисторе Q1. С коллектора этого транзистора инвертированный сигнал через контакт 5 по цепи D4 передается в процессорный модуль игровой приставки.

Если пистолет направлен на телевизионный экран, то на выходе D4 формируется импульсный сигнал с частотой, равной периоду кадровой развертки.
Курок светового пистолета соединен с кнопкой с нормально замкнутыми контактами. Если курок отпущен, контакт разъема D3 соединен с общим проводом. При нажатии курка контакты размыкаются, и на входе D3 появляется сигнал высокого логического уровня, который обеспечивается за счет подключения этой цепи внутри игровой приставки через резистор 10-51 кОм к шине +5 В.

1.3.5. Блок питания


Блок питания игровой приставки DENDY состоит из внешнего сетевого адаптера и внутреннего стабилизатора.

Задачей внешнего сетевого адаптера является преобразование сетевого напряжения ~220 В в постоянное напряжение 9-12 В, которое передается на внутренний стабилизатор игровой приставки.
Принципиальная схема сетевого адаптера DENDY представлена на рис. 1.21.
При ремонте блока следует помнить, что на выходном разъеме центральный контакт соединен с общим проводом.

Нестабилизированное напряжение с адаптера поступает на внутренний стабилизатор игровой приставки, выполненный на микросхеме AN7805 или на транзисторе и расположенный в процессорном модуле. На выходе стабилизатора формируется постоянное напряжение +5 В.
Принципиальные схемы двух вариантов стабилизатора напряжения питания игровой приставки DENDY приведены на рис. 1.22 и в дополнительном описании не нуждаются.


Рис. 1.22. Принципиальные схемы стабилизатора напряжения питания игровой приставки DENDY

1.4. Характерные неисправности


Приставка не включается
Возможные причины: неисправность сетевого адаптера или внутреннего стабилизатора; короткое замыкание или обрыв цепей питания; неисправность картриджа; неисправность процессорного модуля.
1. Измерить выходное напряжение сетевого адаптера. Если оно превышает 9-12 В, заменить сетевой
адаптер. Практика показывает, что наиболее часто сбои вызваны диодами выпрямительного моста. Если вышел из строя трансформатор, подойдет любой источник питания с выходным напряжением 9-12 В и допустимым током нагрузки 500 мА.
2. Отключить от процессорного модуля пульты, картридж и модулятор, после чего проверить блоки игровой приставки на отсутствие коротких замыканий. Если короткое замыкание обнаружено, после его устранения проверить стабилизатор и установленный в нем низкоомный резистор. При возникновении перегрузки обычно происходит обрыв одного из печатных проводников в цепи питания, поэтому необходимо тщательно осмотреть платы и убедиться в целостности проводников.
З. .Если короткое замыкание отсутствует, проверить внутренний стабилизатор игровой приставки. Напряжение на выходе стабилизатора должно находиться в пределах 5±0,1 В; в противном случае в стабилизаторе, выполненном на микросхеме AN7805, следует заменить микросхему IC1 (аналог КР142Е-Н5А) и проверить конденсаторы С1 - С4. В стабилизаторе, реализованном на транзисторе, проверить транзистор Q1 (возможная замена - КТ815), стабилитрон D1 (возможная замена - КС156А) и резистор R1. Вместо резистора допустимо поставить предохранитель, который будет защищать стабилизатор от короткого замыкания.
4. Включить приставку без пультов, модулятора и картриджа. На выходном разъеме VIDEO OUT должен присутствовать видеосигнал. При подаче этого сигнала на НЧ вход телевизора на экране появится хаотическое изображение, состоящее из цветных точек и квадратов. Наличие выходного сигнала свидетельствует о неисправности в пультах или в модуляторе.
5. При отсутствии выходного сигнала проверить кварцевый генератор и транзисторный каскад усиления видеосигнала. Исправность кварцевого резонатора Х1 и транзисторов Q1 - Q3 позволяет сделать вывод о необходимости замены всего процессорного модуля.

Приставка работает нестабильно
Возможные причины: неисправность внешнего сетевого адаптера или внутреннего стабилизатора; загрязнение контактов разъема подключения картриджа.

1. Проверить выходное напряжение сетевого адаптера. Часто сбой возникает из-за малой нагрузочной способности адаптера, поставляемого в комплекте с игровой приставкой. Проблема решается I подключением более мощного адаптера.
2. Проверить надежность контактных соединений в разъемах приставки. Разъем подключения картриджа необходимо осмотреть особенно тщательно. Протереть контакты спиртом.
3. Проверить внутренний стабилизатор игровой приставки. Полезно установить микросхему или силовой транзистор стабилизатора на радиатор с до-статочной площадью рассеивания (около 10 см2).
4.Установить дополнительные конденсаторы в цепи питания, например номиналом 100,0 мкФ х 16 В и 0,01 мкФ на каждой из плат приставки и в картридже.

Не работает световой пистолет
Возможные причины: обрыв в соединительном кабеле или плохие контакты в разъеме; неисправность фотодиода или транзистора светового пистолета; неисправность контактов курка в световом пистолете.
Алгоритм поиска неисправности:
2. Проверить транзистор в световом пистолете и контакты под курком. Удостовериться в наличии замыкания контактов при нажатом курке, поскольку поломка, как правило, происходит в механической части пистолета.
3. Низкая чувствительность пистолета часто объясняется смещением фокусирующей линзы, установленной в стволе. В этом случае необходимо установить линзу на место и закрепить ее. Регулировка места крепления линзы позволяет улучшить характеристики даже работающего светового пистолета.
4.Исправность внутренних цепей светового пистолета свидетельствует о необходимости замены всего процессорного модуля игровой приставки.

Не работает пульт
Возможные причины: обрыв в соединительном кабеле или плохой контакт в разъеме; загрязнение кнопок; неисправность микросхемы пульта.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Проверить целостность соединительного кабеля и надежность соединения в разъеме. В случае выхода из строя разъема заменить его вместе с ответной частью на любой 7-контактный разъем, имеющийся в наличии.
2. Проверить входные сигналы РЕ и STROBE. Отсутствие сигналов свидетельствует о необходимости замены центрального процессора.
3. Проверить выходной сигнал микросхемы, установленной в пульте. При отсутствии сигнала заменить пульт.

Не работают некоторые кнопки пульта

Возможные причины: загрязнение пульта или неисправность микросхемы.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Протереть спиртом плату пульта и резиновую прокладку с токопроводящими площадками.
2. Если неисправны токопроводящие площадки на резиновой прокладке, восстановить их, наклеив кусочки фольги. Удобнее использовать фольгу от сигаретных пачек: она имеет бумажную основу, что обеспечивает лучшее приклеивание к резине.
3. В случае нарушения токопроводящего покрытия на плате восстановить его с помощью очищенного монтажного провода, припаянного к дорожкам печатной платы.
4. Если все контактные площадки исправны, необходимо заменить микросхему, установленную в пульте, или весь пульт.

Нет ВЧ сигнала на выходе модулятора
Возможные причины: нарушение настройки генератора, неисправность задающего генератора или смесителя.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Убедиться, что неисправный элемент находится в схеме ВЧ модулятора, проверив наличие видео аудиосигналов на НЧ выходе. Отсутствие какого-либо из этих сигналов свидетельствует о поломке процессорного модуля.
2. Если нет ни звука, ни изображения, наиболее вероятна неисправность задающего генератора. Для проверки генератора следует измерить частоту выходного сигнала: она должна находиться в пределах 170-230 МГц. Отсутствие сигнала позволяет сделать вывод о необходимости замены транзистора Q2. В случае выхода частоты генератора за указанные границы необходимо проверить элементы LI, С8 -С11, R10, R11.
3. Убедившись в исправности задающего генератора, проверить смеситель (диоды D1, D2 и трансформатор Т2), а также согласующую цепь L2. С13, С14.
4.Отсутствие аудиосигнала при нормальном изображении свидетельствует о сбое генератора под-несущей звуковой частоты. В этом случае проверить соответствие частоты генератора ПЧ звука телевизионному стандарту (5,5 или 6,5 МГц) и при необходимости подстроить генератор вращением сердечника трансформатора Т1. При отсутствии сигнала на выходе генератора заменить транзистор Q1.

Ремонт игровых приставок Dendy: замена разъемов и другие услуги.

  • Чем мы можем вам помочь
  • Dendy не включается
  • Нет изображения
  • Не читаются картриджи
  • Не работает джойстик
  • Что брать с собой?
  • Сколько времени потребуется?
  • Что насчет гарантии?

    Итак, вы нашли любимую игрушку своего детства - приставку Dendy. Решили вернуться в беззаботное прошлое, но приставка не включилась, или возникли другие проблемы:

    • нет изображения
    • не читаются картриджи
    • не работают джойстики.

    Не расстраивайтесь, все эти проблемы можно решить в нашем сервисном центре. Приносите свою денди к нам, и мы вернем вам счастливое детство!

    Иногда, чтобы вернуть старую приставку к жизни, достаточно разобрать её и прочистить от пыли. Или привести в порядок контакты, которые окислились или отошли.

    Конечно же, денди может не включаться и по более серьезным причинам. Самая распространенная из них - перегорания блока питания из-за перепадов напряжения. В этом случае наши специалисты заменят сгоревшие компоненты на новые.

    Все эти процедуры займут не более часа. Обращайтесь.

    Если изображения нет совсем, или картинка прыгает, рябит, пропадает, значит поврежден кабель подключения к телевизору, либо неисправен видео-разъем Dendy.

    Обращайтесь с этими проблемами в наш сервисный центр, и мы заменим сломанный разъем.

    Скорее всего, поврежден разъем для картриджей (это достаточно частая поломка Dendy).Например, в нем скопилась пыль, или попали посторонние предметы.

    Если ваша приставка не может прочесть ни один картридж, приносите денди к нам, мастера прочистят или отремонтируют слот для картриджей, а при необходимости заменят его на новый.

    Чаще всего проблема с геймпадом возникает из-за повреждений разъема подключения. В этом случае приносите к нам свою денди вместе с джойстиками, мы выясним в чем заключается неисправность и устраним её.

    Перед походом в наш сервисный центр позвоните нам по телефону, чтобы уточнить, какие провода и аксессуары необходимо принести вместе с приставкой для диагностики и ремонта.

    Время, которое потребуется на ремонт вашей консоли, определяется несколькими факторами:

    • загрузкой мастеров;
    • наличием запчастей;
    • сложностью ремонтных работ.

    Примерное время вам скажет оператор по телефону, если вы достаточно подробно опишете ему свою проблему.

    На все без работы по ремонту игровых консолей Dendy в наших мастерских предоставляется гарантия.

    Срок гарантии зависит от вида произведенного ремонта.

Легендарная Dendy

Разновидности приставок Dendy

Dendy - легендарная игровая приставка выпущенная компанией Steepler в 1992 году. Самая популярная приставка девяностых годов в России. Денди была пиратским клоном консоли NES и продавалась только в СНГ. В других странах она неизвестна.

Денди выпускалась в нескольких вариантах:

  • Dendy Classic имела два видеовыхода и два отключаемых джойстика, которые крепились по бокам приставки.
  • Dendy Classic II имела более округлую форму, напоминающую современные консоли.
  • примечательна тем, что к ней можно было купить световой пистолет и подсоединить его вместо второго геймпада.
  • отличается неотсоединяемыми геймпадами. Пистолет подключался в специальный разъем спереди приставки.
  • . Пистолет входит в комплект приставки!
  • . Приставка, джойстики и пистолет черного цвета (предыдущие версии бело-серыми).

Современные Dendy

8-битные приставки, клоны самой первой Nintendo выпускаются даже сейчас. Их делают в Китае и на Тайване. Продавцы этих приставок в России часто называют их «денди», но к компании Steepler эти поделки никого отношения не имеют. Выпуск «настоящих» денди был прекращен в 1996 году.

Не нашли нужной услуги? Узнайте цену у консультантов по телефону.

Теги : ремонт dendy, ремонт приставки денди

Давным давно досталась мне за символическую сумму коробка от игровой приставки Dendy. Что было внутри меня мягко говоря не обрадовало, но спустя год, я полностью осознал бесценность находки. Внутри находилось 2 Dendy на рассыпухе, т.е. собранные на отдельных ЦПУ, ППУ, ОЗУ + видео ОЗУ, и микросхемах логики. Такие варианты дендиков очень ценны для любого фаната или коллекционера ретро электроники, т.к. эти варианты были самыми ранними. Все более поздние варианты клонов денди, были собраны на чипе All in 1, что в принципе дешевле, но менее интересно, т.к. менее ремонтопригодно и сложнее в модификации.

В этой статье я расскажу про реставрацию редкого варианта игровой приставки Dendy под "китайским" названием Eyplorer. Под реставрацией в частности подразумевается полная переделка и сборка платы Dendy с нуля.

Когда я начал восстанавливать Dendy, он был в не очень хорошем состоянии. Плата при пайке разрушалась и чем больше я делал попыток воскресить жизнь на этой "планете", тем чаще меня посещала мысль о том, что восстановить то, что есть не получится и нужно будет переразводить плату с нуля.

Приставка ожила, но через какое-то время умерла снова. Причиной была битая видео память. И тогда я отложил приставку в далекий ящик, на случай если снова появится интерес к восстановлению. Про битую память я узнал только когда реставрировал плату полностью и решил проверить на программаторе все ОЗУшки, которые у меня были.

Наконец, интерес снова вспыхнул и я загорелся идеей развести плату заново и оживить консоль. Для этого я аккуратно распаял и зачистил старую плату, и отсканировал её для анализа и трассировки дорожек.



После нескольких месяцев рутины, я сначала отрисовав ту разводку, что была, переразвел плату по своему, для удобства пайки и изготовления ЛУТом (лазерно-утюжная технология). Как видно на фотках, плата была в плачевном состоянии. При разводке платы я сравнивал её схематику со схемой оригинального фамикома, и заметил некоторые небольшие отличия, которые в последствии включил в свою версию разводки. Таким образом, я хотел максимально приблизиться к оригинальному фамикому.

Отличия от оригинальной схемы я выделил, чтобы не забыть и знать, что их не было на плате с завода, но я их запаяю. Их не много, но удешевлять мне нечего, так что делаем всё правильно и запаиваем как нужно



Схема, с которой я сравнивал всё, что делаю, доступна в интернете, но чтобы не искать, я размещу её тут.

В конце концов, я изготовил плату, и, второпях, уже начал запаивать её, но вспомнил, что лучше сохранить для истории некоторые этапы процесса сборки на память. Плата получилась не плохо, но могло быть и лучше. Переделывать не стал.

В свою версию платы я решил встроить регулятор громкости и стереоусилитель для наушников, аналогичная схема применяется и в стереомоде для Sega Gopher. Результат получился не очень.. Накосячил где-то и в результате, пришлось по ходу дела, перепаивать проводками и т.п., чего я очень не люблю.

Панельки использовал цанговые, для удобства запаивания контактов с двух сторон. Удобство - условное, но иначе пришлось бы собирать ещё дольше, запаивая переходные отверстия проводками мгтф.

Кроме всего прочего, я решил переделать плату с ВЧ модулятором и стабилизатором питания по-своему. В своей версии платы я использовал схему импульсного dcdc преобразователя для преобразования питания 5в, вместо линейного стабилизатора LM7805, который сильно грелся. Схема стабилизатора питания на MC34063 вообще не греется и может стабильно работать с входным напряжением от 40в до 6в. Входной фильтрующий конденсатор у меня был только на 35в, поэтому больше 35в лучше не подавать на вход приставки. Стандартная кренка работает максимум до 15-20в, при это будет очень сильно греться. Кроме этого, после разъема питания я установил выпрямительный мост на 4х диодах. Теперь я могу подключать в качестве источника питания любой блок питания с напряжением от 6в до 35в переменного или постоянного тока. Не забыл запаять разъем для подключения светодиода, который будет индикатором питания на корпусе приставки. Кнопки сброса, я использовал с мягкими мембранами, что является редкостью

Плата Dendy потребляет 370 мА, но для dcdc преобразователя нужно меньше тока, чтобы выдать нужный ток. Больший выходной ток получается за счет трансформации большего напряжения с выхода блока питания и меньшего тока. Другими словами для питания платы потребляющей 370 мА тока, нужен блок питания 9в с максимальным током до 200 мА. Это ещё один плюс использования dcdc преобразователя, вместо стандартного линейного стабилизатора, который мало того, что греется как утюг, ещё и с меньшем КПД.

Разводка разъемов джойстиков отличается от стандартной распайки, не знаю зачем это было сделано, но при подключении нужно иметь это в виду. Для подключения джойстика я собрал такой "переходник", куда можно будет при желании подпаять любые устройства.

Обе платы хорошо разместились в корпусе. Крепежные шурупы я закручивал через изолирующие прокладки, думаю, это объяснять не нужно.

После сборки я распечатал наклейки на корпус, на которых были подписаны назначения разъемов и переключателей.

Eyplorer был собран и отлично работал. Настало время найти коробку и всё что там было в комплекте. А в комплекте был оригинальный джойстик, который оказался полностью рабочим, световой пистолет, который я не проверял, ещё будет время Я доложил туда своих самодельных картриджей, о которых расскажу в следующих статьях.