Приложение идет после списка литературы. Оформление списка литературы

Прикнижный (пристатейный) библиографический список (список использованных источников и литературы) - библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

Список литературы является обязательной составной частью курсовой, дипломной или другой научной работы и показывает умение слушателя применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин, отражает самостоятельную творческую работу, проделанную автором по сбору и анализу материала, документально подтверждает и обосновывает достоверность и точность приводимых в тексте работы фактов, статистических данных, цитат и других сведений, заимствованных из различных источников. Грамотно составленный список и приведенные библиографические ссылки и сноски в определенной мере есть также выражение научной этики и культуры научного труда. Поэтому вопросам составления и оформления библиографического списка и приведения библиографических ссылок в научной работе следует уделять самое серьезное внимание. Составление списка – длительный процесс, начинающийся одновременно с выбором темы работы. Необходимо вести библиографическую картотеку, выписывая из каталогов, картотек, библиографических пособий, списков выходные данные всех изданий, которые могут иметь отношение к теме исследования. При ознакомлении с каждым источником библиографические данные проверяются и уточняются. Цитаты, фактические, статистические и иные сведения выписываются с точным указанием страницы, на которой они были опубликованы.

Группировка материала в списке литературы

Рекомендуется представлять единый список к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке только один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте. Список обязательно должен быть пронумерован. В зависимости от того, какой принцип положен в основу группировки произведений, различают следующие виды списков литературы:

Алфавитный , в котором записи располагают по алфавиту фамилий авторов и/или заглавий произведений, если фамилия автора не указана. Записи рекомендуется располагать следующим образом:

1) при совпадении первых слов заглавий – по алфавиту вторых и т.д. 2) при наличии работ одного автора – в алфавите заглавий; 3) при наличии авторов-однофамильцев – по инициалам; 4) при нескольких работах авторов, написанных ими в соавторстве с другими – по алфавиту соавторов. Абалкин Л. И. Абелин А. П. Алексеев Д. И. Алексеев М. П. Алексеева Т. А. Алексеева-Бескина Т. И.

Систематический , в котором все книги, статьи и другие материалы подбираются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик, в начале списка указывается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным темам;

Хронологический , в порядке хронологии (прямой или обратной) опубликования документов. Используется для работ по истории науки, истории изучения какого-либо вопроса, в работах посвященных деятельности определенного лица;

По видам изданий , в котором выделяют следующие группы изданий: официальные государственные, нормативно – инструктивные, справочные и т.д.

Наиболее удобным является алфавитный способ расположения материала без разделения по видовому признаку (например: книги, статьи), так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора располагаются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему)

Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы Атаманчук Г. В. Теория государственного управления Атаманчук Г. В. Управление – социальная ценность и эффективность Официальные документы занимают в списке литературы особое место. Они всегда ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; Другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

При наличии в списке источников на других языках , кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, т. е. литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд.


Библиографическое описание документов

Каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями:

ГОСТ 7. 1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»,

ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»,

ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках».

Наиболее часто встречаются в библиографических записях следующие сокращения слов: выпуск – вып. избранные сочинения – избр. соч.; книга – кн.; межвузовский сборник научных трудов – межвуз. сб. науч. тр.; под редакцией – под ред.; полное собрание сочинений – полн. собр. соч.; сборник научных трудов – сб. науч. тр.; сборник трудов – сб. тр.; собрание сочинений – собр. соч.; составитель – сост.; страница – с.; том – т.; перевод с … – пер. с … Сокращенно обозначаются города: Москва – М., Нижний Новгород – Н. Новгород, Петроград – Пг., Ростов-на-Дону – Ростов н / Д., Санкт-Петербург – СПб., Ленинград – Л.

Названия остальных городов указываются полностью. Переименование города не влияет на указание места издания.
Если на титульном листе указано два места издания, то они приводятся через точку с запятой
М. ; СПб.

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для элементов библиографического описания. В качестве предписанной пунктуации выступают знаки препинания и математические знаки:

. – точка и тире. точка, запятая: двоеточие; точка с запятой / косая черта // две косые черты () круглые скобки квадратные скобки

В конце библиографического описания ставится точка.

Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

1. Заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более) 2. Заглавие (название книги, указанное на титульном листе) 3. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т. д.) 4. Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т. п.; об организациях, от имени которых опубликован документ) 5. Сведения об издании (повторности, переработка, дополнения) 6. Место издания (название города, где издан документ) 7. Издательство или издающая организация 8. Год издания 9. Объем (сведения о количестве страниц, листов)

Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Схема библиографического описания

Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания: Издательство, Год издания. - Объем.


Примеры библиографического описания

Книги без автора
Политология: учеб. пособие / сост. А. Иванов. - СПб. : Высш. школа, 2003. - 250 с.
Основы политологии: словарь / под ред. А. Г. Белова, П. А. Семина. - М. : Мысль, 2005. - 350 с.
Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред. В. С. Ажаева. – М. : ИНИОН, 1991. – 147 с.

Книги одного автора
Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.- практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д: СКАГС, 2000. – 319 с.
Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. – М. : Академия, 2003. – 218 с.
Балабанов, И. Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

Книги двух авторов
Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3. Фэйр; пер. П. Е. Патрушева. – М. : Стрингер, 1992. – 116 с.
Смирнов, К. Высшая математика: учебник / К. Смирнов, В. Петров. – М. : Университет, 2003. - 220 с.
Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева; под общ. ред. А. Г. Калпина. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.
Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.
Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов н/Д: МарТ, 2000. – 252 с.

Книги трех авторов
Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В. В. Киселев, Т. Е. Кузнецова, З. З. Кузнецов. – М. : Наука, 1991. – 126 с.
Громов, С. Экономика: сб. ст. / С. Громов, Н. Тихонов, Т. Глушкова. - М. : ЭКСМО, 2001. - 230 с.
Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М. : Рос. Экон. Акад. ; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 232 с.
Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков. – Саратов: ПАГС, 2001. – 135 с.

Книги четырех и более авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. - М. : Приор, 1999. - 189 с.
Философия: университетский курс: учебник / С. А. Лебедев [и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева. – М. : Гранд, 2003. – 525 с.
Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего: учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.] – Минск: УП «Технопринт», 2002. –387 с.

Словари и энциклопедии
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2003. – 588 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
Чернышев, В. Н. Подготовка персонала: словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2000. – 143 с.
Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. – М. : Экономика, 1999. – 1055 с.

Многотомные издания
История дипломатии: В 5 т. Т. 5. / под ред. А. А. Громыко. – М. : Госполитиздат, 1959. – 766 с.

Официальные документы
Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М. : ОСЬ-89, 2000. 48 с.
Об исполнении федерального бюджета за 2003 год: федер. закон от 4 апреля 2005 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 15. Ст. 1275.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 11. - Ст. 945.
Об инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства от 23 ноября 2005 № 694 // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 48. - Ст. 5043.

Аналитическое описание

Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы и т. п.), которое выглядит следующим образом:
Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть. – Сведения о расположении составной части в документе.

Статья, раздел, глава
Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юрист, 2003. – С. 51-91
Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин, С. Иванов // Практический менеджмент персонала. – М. : Юрист, 1998. – С. 395-414
Иванов, С. Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. – СПб. : Наука, 1993. – С. 79-82

Из словаря
Межличностные отношения // Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Кибанова [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 1998. – С. 240 - 241.
Руднев, В. П. Модерн в искусстве / В. П. Руднев // Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М. : Аграф, 1999. – С.119-124.

Периодические издания

Статьи из газет
Титов В. Банковская система Северо – Запада России / В. Титов // Экономика и жизнь. – 2005. - № 1. – С. 38.
Серов А. Итоги национализации / А. Серов // Известия. – 2000. – 14 июня. – С. 5.

Статьи из журналов
Терентьева Т. Банковские услуги: спрос и предложение / Т. Терентьева // Деньги и кредит. - 2005. - №. 12. – С. 54-57.
Беков Т. Конституционные конфликты / Т. Беков // Государство и право. – 2004. - № 11. – С.19-25
Роль права в обеспечении интересов в Федерации // Журнал российского права. – 2005. - №. 12. –С. 141-146


Электронные ресурсы локального доступа
(с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе)

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2000. – 2 электрон. опт. диск

Электронные ресурсы удаленного доступа
(представленные в Интернете или внутренних сетях)

Руководство: как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arcobaleno-ru.livejournal.com/16328.html.

Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка – содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.
Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов.
По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, её назначения, наличия библиографической информации в тексте документа.
При написании научной работы автор обязан оформлять библиографические ссылки на источник информации согласно требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления http://protect.gost.ru

По месту расположения в документе различают следующие ссылки:

ПОДСТРОЧНЫЕ (самые распространённые) - помещаются в нижней части страницы, под основным текстом, от которого отделяются горизонтальной чертой произвольной длины.
Нумерация ссылок самостоятельна для каждой страницы.

В тексте: Ежедневный оборот мирового валютного рынка колеблется от 500 млн. до 4 трлн. долларов США. 1
в ссылке:

1. Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1989. С. 23

В тексте: Если язык – совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями для целей общения, воздействия, то стиль – приёмы, способы, манера их использования. 1
в ссылке:
_____________________________
1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2009. С.12

В тексте: Справки могут понадобиться для предъявления в банк, в фирму, в посольство, в пенсионный фонд. 1
в ссылке:
_____________________________
1. Доронина Л. Вас попросили выдать справку… // Кадровое дело. - 2006. - № 9. – С. 35
или
1. Доронина Л. Вас попросили выдать справку // Кадровое дело. 2006. № 9. С. 35

ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ – помещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся и заключаются в круглые скобки.

В тексте: Грузооборот порта составил 3, 6 миллиона тонн (Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 5-12)

В тексте: Объектом обложения биржевым налогом является оборот ценных бумаг на фондовой бирже (Лазарева Н. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.)

В тексте: Сто лет назад В. О. Ключевский писал: «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой?» (Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 34)

ЗАТЕКСТОВЫЕ - используются для связи текста документа с библиографическим списком. Обозначаются квадратными скобками, в которые заключен порядковый номер источника в списке и конкретные страницы, на которых приводится используемая или цитируемая информация в самом источнике:
, где 8 – порядковый номер в библиографическом списке, с. 45 - страница

В тексте: Налог биржевой – налог на биржевой оборот. Объект обложения – оборот ценных бумаг на фондовой бирже .

В библиографическом списке:
12. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / Е. Ф. Жуков [и др.]. - М. Вузовский учебник, 2010. - 253 c.


При записи подряд на одной странице нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают соответствующие страницы.

первичная: (Политическая конфликтология. М., 2002. С. 169-178)
повторная: (там же)

первичная:
повторная: [там же, с. 42]


Особенности составления библиографических ссылок на электронные ресурсы

Объектами составления библиографической ссылки являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, web-страницы, форумы и т. д.) так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах, web-страницы и т.д.)
Для электронных ресурсов удалённого доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором используется аббревиатура «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса). Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.

4 Скопина И. В. Роль единого регионального информационного ресурса в условиях глобального экономического пространства. URL: http: //region. mcnip.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=97 (дата обращения: 27.11.10)

5 Руководство: как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов? URL: http://arcobaleno-ru.livejournal.com/16328.html (дата обращения: 13.02.11)

В ссылках на полнотекстовые базы данных, доступ к которым ограничен («Кодекс». «КонсультантПлюс», «EBSCO», «Интегрум» и т. п.) приводится следующая информация: 2 Кодекс торгового мореплавания РФ [Электронный ресурс] : от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2009). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (КемГУ)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансов и кредита

УТВЕРЖДАЮ

_____________________

Зав. кафедрой «Финансы и кредит» Бувальцева В.И.

«___» _____________ 2011 г.

ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению курсовых работ по дисциплинам

кафедры «Финансы и кредит»

Кемерово 2011

Требования к оформлению курсовых работ по дисциплинам кафедры «Финансы и кредит». Кемерово: КемГУ, 2010г.

В требованиях к оформлению курсовых работ по дисциплинам кафедры «Финансы и кредит» представлена структура курсовой работы и порядок ее оформления

Одобрено Утверждено

Методической комиссией на заседании кафедры

экономического факультета финансов и кредита

председатель методической комиссии зав. кафедрой, д.э.н.,

к.э.н., доцент Козлова О.Н. профессор Бувальцева В.И.

_______________________ _______________________

Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Е. А. Долбня

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист курсовой работы должен содержать следующие сведения:

Полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;

Название вида документа (курсовая работа);

Название дисциплины, по которой выполнена курсовая работа;

Название темы курсовой работы;

Сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество студента, номер группы,);

Название специальности, профиля;

Сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);

Наименование места, год выполнения.

Образец титульного листа в зависимости от формы обучения студента приведен в Приложениях 1-7:

- студенты специалитета дневного отделения см. Приложение 1 ;

- студенты заочной формы обучения (6 лет)см. Приложение 2;

- студенты заочной формы обучения (4 года) см. Приложение 3;

- студенты, получающие 2-е ВО,см. Приложение 4;

- студенты, получающие 2-е ВО на ОДО,см. Приложение 5;

- студенты бакалавриата дневного отделения см. Приложение 6,7 .



Введение

Главы, параграфы/пункты, подпараграфы/подпункты

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение должно раскрывать основное содержание избранной темы, ее актуальность и значение. Здесь следует сформулировать цель и задачи, решаемые в работе, дать краткую характеристику изученных литературных источников, нормативной документации, использованных практических материалов.

Требования к структуре и содержанию основной части работы определяет ведущий преподаватель, исходя из специфики соответствующей дисциплины.

Заключение должно обобщать выводы, сделанные по главам и параграфам, итоги проделанной работы (не более 3 страниц).

Заключение должно иметь следующее вступление:

«Исследование, проведенное в данной работе, позволило сделать следующие выводы:

3. ….». Каждый пункт заключения должен тезисно отражать содержание каждого параграфа.

Все части курсовой работы от введения до заключения должны быть связаны между собой, дополнять и углублять одна другую.

Список литературы. Основные требования, предъявляемые к списку литературы:



Соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;

Разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;

- отсутствие морально устаревших документов.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст; промежуточные формулы и расчеты; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики; алгоритмы задач, решаемых на ЭВМ; машинограммы, описания программных средств; характеристики аппаратуры и приборов, применяемых при выполнении работы; протоколы испытаний, заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление курсовой работы, а именно: текста, ссылок, таблиц, схем, рисунков, библиографического списка, приложений, нумерации страниц и т.д. - должно четко соответствовать требованиям, предъявляемым ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ Р7.0.5-2008.

Текст курсовой работы должен быть набран на компьютере на одной стороне стандартного листа (формат А4 – 210х297 мм) белой бумаги. Размеры полей устанавливаются в соответствии со следующими размерами: слева – 30 мм, справа – 15,0 мм, сверху – 20,0 мм и снизу – по 20,0 мм (рамками поля не выделять ).

Шрифт – Times New Roman (вариант Times New Roman Cur), размер – 14, межстрочный интервал – «полуторный», перенос слов в тексте – «автоматический», выравнивание текста – «по ширине». Начертание – «обычный», допустимо выделение «курсивом », «полужирным », «полужирным курсивом », «подчеркнутым » отдельных фрагментов основного текста (предложения, части предложения и т.д.) для смыслового усиления или отделения, при этом желательно не более 3-х стилей выделения в тексте.

Отпечатанная курсовая работа должна быть тщательно вычитана. Все ошибки и опечатки необходимо исправить до сдачи работы на проверку.

Все сноски и подстрочные примечания должны быть размещены на той странице, к которой они относятся. Сноски печатаются тем же шрифтом, что и основной текст, с межстрочным интервалом «одинарный» (в компьютерном варианте). Допустимо уменьшение размера шрифта сноски до 10-12 пунктов с обязательным соблюдением единого размера по всем сноскам текста курсовой работы.

Курсовая работа должна иметь сплошную нумерацию страниц, включая приложения, то есть все страницы нумеруются, кроме титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы. В обозначении используется шрифт основного текста работы. Допустимо уменьшение размера цифры порядкового номера страницы на 2 пункта относительно размера основного текста. При этом первый лист курсовой работы – титул не нумеруется , но считается, а страница с оглавлением работы нумеруется цифрой «2».

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям (кроме пунктов/параграфов.

Названия глав, заголовки пунктов/параграфов должны иметь увеличенный на 2 пункта размер кегля по сравнению с размером шрифта основного текста. Например, текст набирается 14-м кеглем, а названия глав заголовки пунктов/параграфов – 16-м.

Названия глав должны быть набраны с выравниванием по центру ПРОПИСНЫМИ буквами жирным шрифтом 14-м кеглем. Заголовки параграфов и подпараграфов – с выравниванием по центру или по ширине строчными буквами, которые также должны иметь размер кегля одинаковый с размером шрифта основного текста (14-й) и выделяться жирным шрифтом. Расстояние между названием главы/параграфа/подпараграфа и последующим текстом, а также в самих заголовках должно быть равно одному 1,5-му интервалу. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа, параграфа и подпараграфа. Точку в конце заголовка не ставят . Подчеркивать заголовки, переносить слова в заголовках не допускается. Образецоформления названий глав и параграфов/подпараграфов см. в Приложении 9.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, при компьютерном наборе отступ формируется табулятором с установкой 1,25 см. ВНИМАНИЕ! Красная строка не используется в заголовках: названиях глав/параграфов/подпараграфов, названиях таблиц, рисунков и т.д.

Текст на иностранном языке может быть целиком напечатан или вписан от руки черными чернилами или чертежной тушью или набран на компьютере.

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации.

Правила обозначения таблиц:

Каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах главы (например, 1.1, 1.2,…- для таблиц первой главы; 2.1, 2.2, … - для таблиц второй главы; и т.д.)

Слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

Если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют.

Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении (если таблица более 1 страницы). В работе допустим перенос таблиц.

Образец оформления таблиц см. в Приложении 10 .

На все таблицы в тексте курсовой работы должны быть ссылки.

Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в курсовой работе.

Правила оформления иллюстраций:

Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах каждой главы;

Если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют;

Слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;

Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице.

Образец оформления иллюстраций см. в Приложении 11 .

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Они должны нумероваться в пределах глав нумерацией арабскими цифрами (например, 2.1., 2.2., … - для формул второй главы). Номер формулы помещают в конце строки, на которой расположена формула и заключают его в круглые скобки. Пояснения символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пример оформления формулы:

где: F – объем экспорта Кемеровской области в стоимостном выражении, тыс. долл.;

xi - натуральное выражение экспорта продукции товарных групп, в тоннах;

сi – средняя цена за единицу экспортируемой продукции, в долл.;

n – количество видов экспортируемой продукции по товарным группам.

Математические уравнения. Порядок представления математических уравнений такой же, как и формул.

При ссылках в тексте на структурные элементы курсовой работы или другие формы представления материала необходимо указать их названия и порядковые номера. Например: «… в разделе 1 были рассмотрены …», «… согласно 1.1», «… в соответствии с таблицей 1», (таблица 1), «… на рисунке 1», (рисунок 1), «… по формуле (1)», «… в приложении 1», (приложение 2) и т.п.;

Если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «… на рисунке», «… в таблице», «… по формуле», «… в уравнении», «… в приложении».

Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в квадратных скобках без точки, например: «Гегель в «Феноменологии духа» представил духовную культуру человечества как … ».

Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Ссылки на фрагмент документа следует приводить в скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым записывается буква «с» с точкой. Например: . Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записывают через тире. Например: .

Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые «Результаты исследований доказали, что …».

Допускается использование подстрочных постраничных ссылок, (нумерация не сквозная, а на каждой странице своя). Подстрочные ссылки располагаются внизу страницы, под строками основного текста, в сноске.

Разрешается в работе использовать один способ оформления ссылок: подстрочный или в скобках.

В состав текста дипломной работы также могут входить сокращения, условные обозначения, примечания и другие составляющие.

Список литературы и его оформление. Список литературы - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме. В курсовой работе применяется нормативно-алфавитное расположение литературы в списке.

Нормативное расположение источников означает, что выдерживается иерархия нормативных документов: Конституция, Кодексы, Международные соглашения, Законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента, Инструкции министерств и ведомств, Методические указания и т.д. в хронологическом порядке каждая позиция (например, сначала (после конституции ) кодексы в хронологическом порядке, затем Федеральные законы в хронологическом порядке, далее Постановления в хронологическом порядке и т.д.)

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).

Если при алфавитном оформлении источника литературы строка заканчивается инициалами, а фамилия автора располагается на следующей строке, то инициалы с предыдущей строки следует переместить (с помощью пробела на компьютерной клавиатуре) на следующую строку, чтобы они находись рядом с фамилией.

Например:

Важно применять следующие термины для общего обозначения материала :

[Текст ] или[Электронный ресурс]

Из вышеперечисленных терминов выбирают один и заключают информацию в квадратные скобки.

Примеры оформления различных источников литературы представлены в образце оформления списке литературы (Приложение 12):

Законодательные и нормативные акты- 1,2,3,4,5 (из Приложения 12)

Статьи в журналах – 12,20

Статья из книги или другого разового издания - 16, 17

Депонированные рукописи – 19

Монография – 6,9

Учебник, учебное пособие – 7,10

Ресурсы локального доступа –14,28

Сетевые ресурсы – 27,18

Иностранные источники литературы в алфавитном порядке -29,30,31

Список литературы должен содержать не менее 15 источников.

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

Образец оформления списка литературы см. в Приложении 12.

Приложения

Правила оформления приложений:

Приложения помещают в конце курсовой работы;

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение»;

Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.


В первой главе исследования нами рассмотрены теоретические основы *********. Основные теоретические положения по проблеме исследования. Определения понятий и их авторы. Общий вывод.

Базой для организации опытно-практической работы была выбрана ********. Что и как делали, результаты работы.

Заключение: общие выводы по работе, практическая значимость работы; где и кем могут быть использованы результаты или материалы вашей работы (может начинаться со слов: «Таким образом , ……»).

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

Слова и фразы, выделенные жирным курсивом – это клише для написания основных разделов защиты.

Общий объем печатного текста защиты – 4 листа, 14 шрифт, 1,5 интервал.


Критерии оценки

ВКР оцениваются по пятибалльной шкале. С этой целью разработаны критерии оценок, представленные в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Критерии ВКР Показатели, составляющие критерий Кол-во баллов
Актуальность и содержательность Соответствие темы содержанию Полнота раскрытия темы Наличие проблемы и путей ее решения Правильное использование терминов Методы исследования
Владение материалом Теоретическое обоснование Знание специальных терминов Правильные ответы на вопросы Содержательность ответов Лаконичность ответов
Новизна, теоретическая и практическая значимость работы Умение обосновать актуальность работы Умение обосновать актуальность темы Умение определить новизну работы Умение сформулировать теоретическую значимость Умение сформулировать практическую значимость
Грамотность и четкость презентации и защиты работы Умение структурировать работу Умение изложить основные этапы ее проведения Умение раскрыть проблему и суть работы Умение обосновать результаты Грамотная устная и письменная речь
Авторская позиция Наличие обобщений Наличие логичных выводов в работе Наличие авторской позиции в работе Умение раскрыть авторскую позицию, изложенную в работе Умение привести доказательство своей позиции
Соблюдение регламента Умение правильно распределять время на введение основную часть заключение Умение раскрыть значимость своих предложений Умение лаконично отвечать на вопросы
Использование средств визуализации при презентации Использование вербальных средств Использование невербальных средств Использование проектора Использование наглядных пособий Умение презентовать себя
Самостоятельность и правильность оформления Выполнение этапов работы в соответствии с индивидуальным планом Высокая степень самостоятельности Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок Наличие логических связей между главами и параграфами работы Соблюдение требований к оформлению работы в соответствии с методическими рекомендациями

В соответствии с критериями подсчитывается средний балл, оценивающий защиту студентом ВКР. Итоговая оценка складывается из оценок отзыва, рецензии и членов государственной экзаменационной комиссии.


Приложения

Индивидуальный план выполнения выпускной квалификационной работы

студента (-ки) гр._____________________________________________________

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Руководитель (ФИО) ________________________________________________

Тема работы ________________________________________________________

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения заданий Отметка о выполнении, подпись руководителя
Определение темы и этапов ВКР 01.12.2014
Определение теоретических источников До 10.12.2014
Консультация по содержанию и оформлению ВКР 11-15.12.2014
Консультация по выполнению 1 главы ВКР 15-30.01.2015
Отчет о выполнении 1 главы ВКР 02-06.02.2015
Консультация по выполнению 2 главы ВКР 09.02.-27.03.2015
Отчет о выполнении 2 главы ВКР 02-06.04.2015
Консультация по логическому завершению ВКР на соответствие выводов в заявленной теме 13-30.05.2015
Сдача ВКР руководителю 25.05.2015
Проверка руководителем содержания ВКР и корректировка содержания ВКР 25.05.-3.06.2015
Предварительные защиты 6-17.06.2015
Рецензирование ВКР 6-10.06.2015
Подготовка к защите ВКР До 20.06.2015
Сдача ВКР учебную часть, заместителю директора по ССО. До 23.06.2015
Защита ВКР 23-25.06.2015

Руководитель работы _____________________ __________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

План принял _____________________ __________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)


Приложение 2

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

группы ___ специальности _____________________________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента (-ки)

«_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________»

Сведения о выполнении студентом индивидуального плана ВКР:

а) соблюдения сроков выполнения индивидуального плана ВКР;

б) качество работы студента с содержанием и текстом ВКР;

в) самостоятельность выполнения ВКР студентом.

Основные выводы руководителя ВКР:

1. Обоснование актуальность выбранной темы, мотивация студента к теме исследования.

2. Формулирование студентом понятийного аппарата ВКР (объект исследования, предмет, цель, задачи).

3. Соответствие задач ВКР заявленной теме.

4. Умение студента анализировать и систематизировать теоретический материал.

5.Теоретические и эмпирические методы исследования, которые использовал студент при написании ВКР.

6. Практическая направленность полученных результатов и выводов.

7. Успехи и затруднения при написании ВКР.

8. Речевая грамотность студента.

7. Замечания руководителя ВКР.

9. Оформление работы в соответствии с требованиями к данному виду работы и методическими указаниями.

Руководитель: ____________/_________________/____________________

занимаемая должность подпись Ф.И.О.


Приложение 3

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студента (-ки)

группы ___ специальности ___

_______________________________________________________

(Ф.И.О. студента (-ки))

1. Актуальность выбранной темы и направленности исследования.

2. Правильное использование понятийного аппарата ВКР: объект, предмет, цель, задачи.

3.Правильность анализа источников, используемых в теоретической части ВКР, обоснованность теоретических положений ВКР.

4. Соответствие методов исследования поставленным задачам ВКР.

5. Соответствие темы, содержания ВКР специальности и специализации выпускника.

6. Правильное использование методик исследования для подтверждения результатов.

8. Качество оформления текста.

11. Заключение рецензента о соответствии ВКР, предъявляемым требованиям к ВКР и рекомендуемая оценка.

Рецензент:

_______________________/_____________________/____________________

(должность, квалификация) подпись Ф.И.О.

Подпись _____________________________________________________ удостоверяю.

_______________________________/___________________________/_____________________

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.

Список использованной литературы и приложения

Ориентировочный объем 3 главы - 18-25 страниц.

Глава 3

В главе 3, посвященной результатам исследования и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент полученными результатами исследования решает поставленные задачи.

Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных данных. Результаты статистической обработки данных оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. Обязательно указание достоверности полученных результатов исследования. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуждение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов.

Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования - наиболее ответственный этап научной работы, характеризующий творческие способности студента, его самостоятельность, знание проблемы. Данный этап работы предусматривает обсуждение результатов экспериментального исследования. Для этого необходимо:

– выделить основные положения для анализа;

– определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;

– сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);

– дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др.);

– определить с позиции, какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;

– дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы.

После главы 3 следуют выводы, которые должны соответствовать поставленным в работе задачам. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из результатов фактического материала исследования. В выводах указываются основные результаты, полученные в ходе исследования, которые подтверждают выдвинутую гипотезу или опровергают ее и достоверность полученных результатов.

Выводы должны отражать суть работы в соответствии с выбранной темой, актуальностью проблемы, рабочей гипотезой, целью и задачами исследования. Они излагаются в лаконичной форме и отвечают на задачи, поставленные в исследовании. Выводы распространяются лишь на сферы деятельности, контингент и возрастные группы, рассмотренные в исследовании.



Количество выводов может превышать количество поставленных задач, если для достижения одной поставленной использовались несколько показателей или методов оценки.

После выводов оформляются практические рекомендации по результатам проведенного исследования. В практических рекомендациях указывается практическая значимость результатов исследования, конкретизируются эффективность и результативность проведенных занятий, а также указывается возможность применения предложенной методики, комплекса упражнений, применяемых в исследовании, на практике.

Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТом. В список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в основном тексте. Вначале размещаются литературные источники отечественных авторов, далее зарубежных авторов и затем Интернет-источники. В основном тексте ссылка на источник дается в виде порядкового номера в квадратных скобках.

Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы и размещаются в конце ВКР.

В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, тестирования, функциональных проб, образцы анкет и т.п. Также в приложении размещаются комплексы упражнений, конспекты занятий, уроков, проводимых во время исследования. В качестве приложения могут быть представлены сценарии проведенных мероприятий, фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал. В приложение также могут входить нормативные документы, инструкции и правила, программы, анкеты и др.

Форма приложений может быть следующая: текст, таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к содержанию работы. Каждому документу присваивается порядковый номер (арабскими, реже римскими цифрами). Номер приложения (без знака №) помещают в верхнем правом углу над заголовком. В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки на материал, представленный в приложении.

Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист, содержание, введение, главы текста с иллюстративным материалом, выводы, практические рекомендации (если имеются), список использованной литературы, приложения. Выпускная квалификационная работа сдается в сброшюрованном виде. Правила оформления титульного листа представлены в приложении 1.

Текст ВКР должен соответствовать следующим требованиям:

– соответствие изучаемой проблеме, полнота изложения экспериментального материала, точность словоупотребления;

– логичность и четкое построение частей работы, подчиненность каждой части изложения основной цели работы, развернутость подтем, логичный переход от одного положения к другому;

– соблюдение основных норм русского языка (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, стилистических), правильный порядок слов в предложении, выделение абзацев;

– соответствие научному стилю изложения.

Ответственность за качество письменного текста несет студент, поэтому перед сдачей работы научному руководителю, необходимо внимательно вычитать текст, используя компьютерные программы; проверить фамилии, инициалы, год публикации цитируемых авторов. Работы, не соответствующие указанным требованиям, возвращаются автору на доработку и исправление замечаний.

ВКР должна быть выполнена в печатном виде на одной стороне белого стандартного листа А4 (210х297 мм). Параметры страниц устанавливаются следующим образом. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм; правое 10 мм; левое – 30 мм; нижнее 25 мм. Текст ВКР набирается через 1,5 интервал.

Переносы в тексте не допускаются.

Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая интервалы между словами.

Шрифт – Обычный Times New Roman. Размер шрифта – 14. Интервал шрифта – обычный, без смещения.

Выравнивание основного текста по ширине.

Рубрикация – система взаимосвязанных заголовков, включающая названия глав, параграфов и подпараграфов. Каждый раздел ВКР начинается с новой страницы (Оглавление, Список сокращений, Введение, Глава 1, Глава 2, Глава 3, Заключение, Выводы, Практические рекомендации, Список литературы, Приложения).

Ступени рубрикации обозначают шрифтом; главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, соответственно: 1., 1.1., 1.1.1. Название главы печатается прописными (заглавными) буквами прямым 14 шрифтом, параграфов – прямыми строчными буквами 14 жирным шрифтом, подпараграфов – 14 жирным курсивом. Подчеркивание не рекомендуется. Каждая глава, введение, список литературы начинается с новой страницы, параграфы и подпараграфы – на той же странице, где заканчивается предыдущий. Введение, список литературы, выводы, практические рекомендации и приложения цифрами не обозначаются.

Заголовки разделов и подразделов пишутся по центру, отделяя их от основного текста двумя интервалами (1,0 х 2). Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 125 мм (табуляция - 125 мм).

Каждая страница ВКР должна быть пронумерована за исключением титульного листа и содержания.

Нумерация страниц проставляется вверху по центру. Первой считается титульный лист, второй - содержание, без цифрового обозначения. Далее с третьей, все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа без пропусков и повторений.

В тексте ВКР возможно использование терминов и словосочетаний:

1. Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны.

2. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ...», «в основе предлагаемой методики...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п.

3. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др.

4. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники: учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.

В тексте ВКР допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе.

В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. Ссылки на предыдущие страницы текста пишутся сокращенно, в скобках. Например …(с. 8).

Список сокращений, использованных в работе необходимо указать перед введением. Не допускается использование сокращений в теме работы, содержании и введении.